Антикварные вещи с советской символикой

Четверг, 13 августа 2020, 13:47

После революции 1917 года фарфор стал экспериментальным материалом для пропаганды спорта и образа нового человека в Советском Союзе. Со временем советский фарфор не только не вышел из моды, но и только набирает популярность. Многие коллекционеры стремятся купить антикварные вещи с советской символикой: это не только выгодная инвестиция, но и возможность прикоснуться к величию целой эпохи.

Советские фарфоровые статуэтки как портреты новой породы горожан

Прекрасный пример спортивной темы в советском фарфоре – фигура футболиста авторства Натальи Данько. Созданная в 1920-х годах, в 2018 году статуэтка была продана за 100 000 фунтов стерлингов. Скульптурные изображения футболистов молодых клубов, таких как «Динамо Москва» и «Спартак Москва», вдохновляли молодое поколение, а Наталья Данько, ведущая художница на Государственном фарфоровом заводе, была выдающимся создателем этих персонажей. Она сделала множество статуэток, представляющих новых советских граждан: спортсменов, рабочих, солдат.

Статуэтки часто расписывала Елена, младшая сестра Натальи, которая также работала на Государственном фарфоровом заводе. Сегодня изделия авторства сестер Данько – то, что резонирует с серьезными коллекционерами советского фарфора.

Пропагандистские изображения на советских тарелках

После революции 1917 года большевистское правительство взяло под свой контроль Императорский фарфоровый завод. Было обнаружено большое количество неокрашенных табличек, которые впоследствии были украшены пропагандистскими лозунгами и революционными изображениями.

Заводские тарелки, как правило, помечались монограммой царя, что побудило большевиков покрыть их пятном зеленой или черной краски. Затем художники рассматривали фарфоровые тарелки как полотна для своих новых советских образов. Зачастую предметом декора становились праздничные мероприятия, такие как Первомай, годовщина Октябрьской революции 1917 года, съезд советов.

На многочисленных табличках были изображены символы нового советского правительства - серп и молот, часто сопровождаемые пропагандистским лозунгом. Рудольф Вильде, Михаил Адамович и Александра Щекотихина-Потоцкая были одними из самых знаменитых художников тех лет.

Щекотихина-Потоцкая была особенно увлечена русским фольклором и иконописью. На ее красочных пластинах часто изображены советские персонажи, такие как народные комиссары, моряки, аккордеонисты, рыбаки.

Советский фарфор для повседневного использования

Советский фарфоровый завод также производил ряд практических чайных и кофейных сервизов, которые распространялись среди недавно созданных советских посольств за рубежом. Несколько фарфоровых сервизов украсил Сергей Чехонин, художник-график, присоединившийся к фабрике в 1918 году. Его картины и надписи были одними из самых элегантных произведений фабрики.

В творчестве Чехонина прекрасно сочетаются традиционные неоклассические образы с его собственным энтузиазмом и мечтами о новом мире. Это можно наблюдать на фарфоровом сервизе «Рог изобилия», который был продан на аукционе «Кристис» в 2015 году за 40 000 евро. Золотой серп, символ нового режима, мастерски сочетается с нежными полевыми цветами и пшеницей, которые взяты из русского народного искусства. Об увлечении Чехонина народным творчеством можно также судить по серии рисунков с изображением стилизованных птиц, зверей и цветов.

Международная привлекательность советской пропаганды

После того как советское правительство начало заниматься внешней торговлей, фарфоровые изделия, украшенные революционными лозунгами, активно продвигались и выставлялись в таких европейских городах, как Амстердам, Берлин, Таллин, Стокгольм, Лион и Париж.

Пример одного из таких изделий – большая и редкая советская фарфоровая пропагандистская тарелка (Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург, период Николая II, 1906, и Государственный фарфоровый завод, Петроград, 1923). Наследие Николая Второго было украшено дизайном Антона Комашки. Изображение рабочего, держащего в руке молот, символизировало уверенное шествие социализма по планете.

Впервые блюдо выставили на Международной выставке декоративных и промышленных моделей в Париже (1925 год). В 2018 году изделие продали за 106 250 фунтов стерлингов – за право купить антикварные вещи эпохи сражалось немало коллекционеров.

История коллекционирования советского фарфора (и имитации)

Интерес коллекционеров к советскому фарфору начал расти в 1970-х и в начале 1980-х годов. С тех пор он стал неотъемлемой частью практически каждого аукциона русского искусства.

Музеи в России стремятся пополнить свои коллекции произведениями этого периода, и, как это часто бывает, серьезный спрос привел к изготовлению большого количества подделок. Копии распространялась по Европе через Восточную Германию и были проданы коллекционерам и музеям.

При покупке советского фарфора всегда важно проверять качество росписи и позолоты, которым сложно подражать. Манера нанесения знаков и цифр под основание и их общий дизайн также очень показательны. Важно изучить форму фарфоровой посуды, потому что посуда с небольших частных фабрик часто использовалась для изготовления копий.

Сегодня лучшие и наиболее знаковые образцы советского фарфора можно увидеть в Музее Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге, который является частью Государственного Эрмитажа. Внушительная коллекция также хранится в Британском музее в Лондоне.

Если вас интересуют старинные вещи, антиквариат, купить такие изделия можно в Аукционном доме №1. Мы проводим многоуровневую оценку антиквариата и анализ всех предметов искусства (в том числе и советского фарфора), а потому риск приобретения подделки полностью исключен. Сотрудничество с нами – это максимальная надежность, безопасность и качество.

Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!