Этюд к картине "Мартовский снег"
Россия, 1905 год. Бумага, картон, масло. 14,3 Х 22 см. Слева внизу дарственная надпись художнику Федору Семеновичу Богородскому (1895 - 1959 гг.): "Федору Богородскому/ 21/II 39", ниже подпись "Игорь Грабарь 1905 г.". На обороте карандашом : "Набросок фигуры на снегу", "Серия День инея". Рама, стекло, паспарту.
Грабарь Игорь Эммануилович (1871—1960) — русский и советский живописец, реставратор, искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель, педагог, профессор. Академик АХ СССР (1947). Академик АН СССР (1943). Народный художник СССР (1956). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Родился 25 марта 1871 года в Будапеште в семье галицко-русинского общественного деятеля Эммануила Грабаря. Учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1893 году. В Москве посещал занятия по рисованию Московского общества любителей художеств; с 1892 года начал заниматься в академической мастерской профессора Павла Чистякова, а в 1894 году поступил в Петербургскую академию художеств, где в 1895 году начал заниматься в мастерской И. Е. Репина. В 1896 году он уехал в Европу и в Мюнхене поступил в частную школу-студию Антона Ашбе. В 1901 году вернулся в Россию; участвовал в работе творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников», на выставках которых экспонировались его пейзажи и натюрморты. В 1903 году он окончательно переехал в Москву. С этого времени Грабарь принимал участие в выставках «Мира искусства» в «Салоне» и «Союзе»; его работы выставлялись и за границей — в Мюнхене, в Париже, в Salon d’Automne, в 1906 году на выставке русского искусства, устроенной С. П. Дягилевым, в Риме на международной выставке в 1909 году и др. В 1910-х годах с И. В. Рыльским и И. В. Жолтовским входил в городское жюри, которое проводило в Москве «конкурсы красоты фасадов» . После Октябрьской революции Грабарь также активно занимался живописью, создавая как пейзажи, так и официальные, «придворные» композиции. Помимо создания картин важную роль в жизни художника занимала исследовательская и просветительская работа. И. Э. Грабарь много писал об искусстве в журналах — в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. В начале 1913 года московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи — он оставался на этой должности вплоть до 1925 года. В 1918—1930 годах руководил Центральными реставрационными мастерскими в Москве, инициатором создания которых был. С 1921 года он — профессор Московского государственного университета, где читал курс лекций по теории и практике научной реставрации на отделении искусств. С 1944 года работал научным руководителем мастерских и возглавил многочисленные комиссии, занимавшиеся изъятием, что чаще было формой спасения от неизбежного уничтожения, картин из усадеб и икон из монастырей. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица». Умер 16 мая 1960 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище