Плакат к фильму "Борьба в долине"
Тираж: 26 000 экз. М.:Рекламфильм, 1956 г. 106 Х 67,5 см. Сгибы, повреждения по краям, загрязнения
Зеленский Борис Александрович - советский художник, график, мастер политического, рекламного и киноплаката. Родился в Петрограде в 1914 году. Учился в студиях С.М. Зейденберга в Ленинграде (1925-1927) и К.Ф. Юона в Москве (1930-1932), Московском художественном училище (1932-1933) у С.И.Фролова и Московском художественно-промышленном училище им. М.И.Калинина (1933-1939) у С.Ф.Николаева. Полноценная творческая деятельность Бориса Зеленского началась в 1931 году. Отец художника, Зеленский Александр Николаевич, был одним из родоначальников советской рекламы. В начале своего творческого пути Борис Александрович, следуя примеру своего отца, занимался торговой рекламой, изготовлением рекламных проспектов, плакатов для табачных фабрик, кондитерских и винных заводов. Многие из этих плакатов со временем стали неотъемлемой частью жизни москвичей. Художник на протяжении всей своей жизни работал в промышленной графике, разрабатывая этикетки, рекламные проспекты, фирменные знаки и каталоги, и являлся автором оформления брендов известных многим поколениям советских людей (например, плакат "Курите сигареты "Аврора"", 1950 год).
Но круг интересов Бориса Александровича не ограничивался только рекламой, в скором времени он нашел себя также в создании политических плакатов и афиш к фильмам. Самые известные довоенные афиши художника - к комедиям "Волга-Волга" и "Цирк". Борис Зеленский создавал плакаты к лучшим советским кинофильмам: «Смелые люди», «Верные друзья», «Попрыгунья», «Коммунист», «Судьба человека», «Сорок первый», «Летят журавли», «Отелло», «Оптимистическая трагедия», «Гамлет», «Свадьба в Малиновке», «Они сражались за Родину» и многим другим. Работал художник и над афишами к зарубежным фильмам, выходившим в советском прокате. Одним из своих самых удачных киноплакатов художник считал афишу к английскому фильму "Оливер Твист", в котором автор тонко изобразил свое сочувствие и привязанность к главному герою. В советском кино 1950-х годов становится неактуальным прежний образ счастливого и беззаботного героя-красавца, на первый план выходит герой-современник, человек думающий, страдающий, чаще всего с трагической судьбой. Образ героя-современника особенно удавался Борису Александровичу, добившемуся удивительно тонкой и точной передачи основных черт главного героя.
Произведения Бориса Александровича Зеленского экспонировались на всесоюзных и зарубежных вставках. Выставка в Вене в 1948 году, участие в которой принесло ему главный приз (афиша к к/ф "Пирогов"), оказала сильное влияние на творческую судьбу художника, окончательно склонив его к работе над афишами к кинофильмам.
В послевоенные годы, когда спрос на рекламные плакаты был низок даже в Москве, Борис Зеленский обратился также к искусству политической пропаганды (плакаты «Все на выборы!» 1950, «За мир!» 1951, «Депутат – слуга народа» 1954, «Подпиской на новый заём - ускорим развитие животноводства» 1955). Выполнил ряд плакатов посвященных различным массовым и популярным видам спорта: «Вступайте в ряды ДОСФЛОТА!» (1948), «Первенство мира по конькам для женщин» (1950), «Первое первенство мира по волейболу для женских команд» (1952), «Советская молодежь, занимайся боксом!» (1955), «Соревнование на первенство мира по скоростному бегу на коньках для мужчин» (1955). Художник также иллюстрировал и оформлял книги для Политиздата, «Молодой Гвардии», рисовал для журналов «Огонек», «Крокодил», «Советский цирк» и даже работал над мультфильмами в качестве художника-мультипликатора.
В начале 1950-х годов Зеленский был принят в Союз художников СССР. Принимая активное участие во встречах художников, Борис Александрович неизменно защищал плакат как отдельный, самостоятельный вид изобразительного искусства. По его мнению, плакатное искусство достойно права на полную независимость и свободу. В 1950- е годы возглавил секцию плакатистов Московского отделения Союза художников и стал её председателем. Необыкновенно плодотворный художник, автор более чем 400 афиш к фильмам, художник, уважавший традиции плакатного искусства, в то же время модернизируя их, создавая новые художественные средства самовыражения, Зеленский оставил значительный след в изобразительном искусстве и огромное творческое наследие своим последователям.
Коллекция плакатов Б. А. Зеленского хранится в Российской государственной библиотеке (РГБ), Музее кино, Национальной библиотеке Белоруссии.