Этюд к картине "Боец в лодке"
СССР, 1966 год. Картон, масло. 70 Х 50 см/ На обороте подтверждение от сына художника.
Луценко Анатолий Иванович - советский художник, живописец, член Союза художников СССР. Родился в 1934 году в Баку в семье кадрового военного – Луценко Ивана Степановича и потомственной донской казачки – Луценко (Горбунковой) Татьяны Васильевны, уроженки хутора Малый Терновой Чернышевского района Волгоградской области. В 1949 г. он поступил в Ростовское художественное училище, окончил его в 1954 г. За годы учебы и спустя еще многие годы его учителем и другом был талантливый живописец Михайлов Герман Павлович, высокое мастерство которого, кристально честные человеческие качества, оказали благоприятное воздействие на Анатолия и укрепили его решение стать живописцем. Вся дальнейшая жизнь художника была неразрывно связана с его творчеством. Дипломный эскиз, выполненный в училище на тему « К.Е.Ворошилов на восстановлении моста через реку Дон», получил отметку «отлично». Это послужило основанием к тому, чтоб направить А. Луценко в числе других десяти выпускников училища для продолжения специального образования в Московский художественный институт (ныне Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова). Он поступил туда в 1954 г. и окончил институт в 1960 г. (мастерская дважды лауреата Государственной премии СССР, профессора Максимова Константина Мифодьевича). Дипломная работа, представленная А. И. Луценко после окончания института «На Дону» (оценка – «отлично»), была высоко оценена президентом Академии художеств СССР Б. Иогансоном. Такие слова без преувеличения могут быть отнесены к большинству последующих живописных работ А.Луценко, который по праву считался среди знавших его современников мастером и певцом солнца и жизни. Началом творческой биографии является 1951 год. Впервые этюды А. Луценко были выставлены на выставке работ молодых художников Ростовского художественного училища, посвященной теме «Борьба за мир во всем мире» (газета «Молот», г. Ростов на Дону. - 28 сент., 1951, № 229 (8771)). В 1952 г. на республиканской выставке работ учащихся художественных училищ Российской Федерации в г. Москву была представлена серия донских пейзажей А. Луценко (газета «Молот», г. Ростов на Дону, 13 декабря, 1952.- № 293 (9141)). В 1956 г. на выставке студенческих работ, выполненных в период учебной практики в г. Переславле- Залесском Ярославской области представлены работы А. Луценко - студента 2 курса факультета живописи Московского института имени В. И. Сурикова («Рыбаки», «Пейзаж», «Этюды»). На областной художественной выставке Ростовского Союза художников в г. Ростове на Дону в 1957 г. экспонировались 2 его работы: этюды - «Девушка» и «Дворик». Начиная с 1958 г. А. Луценко являлся постоянным участником Всесоюзных, Республиканских, зональных, областных, Московских выставок. Он с 1963 г. переезжает на жительство в г. Москву и избирается членом Союза художников СССР и членом МОСХа. Активный выставочный период включает участие в 14 выставках, на которых были представлены 23 живописные работы и серии акварелей А. Луценко. Однако он фактически был прерван в 1986 г. из-за тяжелой болезни и занятости выполнением заказных работ в Художественном фонде г. Москвы. Будучи членом фонда, А. Луценко создал большое количество жанровых полотен, отдельные из которых были отмечены Почетными дипломами («Портрет Маркса»). Поэтому до настоящего времени экспонировалась лишь минимальная часть творческого наследия А.И.Луценко, которое включает около 150 живописных и графических работ (портреты, натюрморты, пейзажи, акварели, рисунки). Собирательный образ гармоничного человека, которому единение с природой дарит духовную красоту, видится в целом ряде женских портретов («Донское утро», групповой портрет, «Женский портрет с яблоками», «Женский портрет на фоне подсолнухов», «Женский портрет»). Высоко художественно выполнены портреты сына (1981, 1984 г.г.), этюды: «Девочка, освещенная солнцем», «Мальчик, освещенный солнцем». Целая серия картин - пейзажей посвящена Псковско-Печорскому монастырю («Осень в Псковско-Печорском монастыре», «Звонница Псковско-Печорского монастыря», «Никольский храм Псковско- Печорского монастыря»). Эти работы создают успокоение, навевают тихую грусть по уходящей жизни, в то же время говорят о непроходящей её светлости, что ассоциировалось с осенним периодом природы, красочно нарядной. Ярки и красочны многочисленные акварели, посвященные природе рек Волги и Дона, родине Льва Толстого – Ясной Поляны. Точны и разнообразны по тематике рисунки художника. Многие его работы по сей день радуют зрителя в музеях нашей страны и зарубежья. Также находятся они и в частных коллекциях.