Пейзаж с горной речкой
СССР, середина ХХ века. Холст, масло. 66 Х 97 см. Подпись слева внизу. Осыпи красочного слоя, повреждения. Требует реставрации
Новиков Максим Евстафьевич (1886-1982) - художник живописец, график.
По некоторым сведениям, в 1907–1910 учился в Киевском Художественном училище. Учился в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ в классе пейзажной живописи у Н. Н. Дубовского (1910/1911–1916); окончил со званием художника.
В первые годы после революции писал в основном пейзажные этюды.
С 1920 жил в Узбекистане. Работал как пейзажист, создавал картины на темы советского быта и индустриализации. В 1926 выступил одним из организаторов Ташкентского филиала АХРР (просуществовал до апреля 1930); вместе с И.Казаковым и Н.Рыковым преподавал в студии, открывшейся при Ташкентском филиале АХРР. В конце 1930-х — начале 1940-х побывал на строительстве Большого Ферганского канала.
Участвовал в выставке «Общины художников» (1917), Весенней выставке в залах ИАХ (1918), 1-й государственной свободной выставке произведений искусств (1919) в Петрограде, АХРР (1928) в Ташкенте.
Провел персональную выставку в Ташкенте (1958), посвященную 70-летию со дня рождения и 40-летию творческой деятельности (издан каталог: Т., 1959).
Ранние произведения, выполненные в Узбекистане, отличают материальность фактуры, пастозность, некоторая грубоватость мазка. Со временем индивидуальная манера художника эволюционировала. В конце 1930-х его полотна лишились излишней жесткости и множества мелких деталей, которыми грешили работы предшествующего времени; в них появился настоящий свет, воздух. В его работах зримо тщательное изучение натуры, повествовательные интонации. И позднее лирические пейзажи Новикова, построенные на тонально-световых отношениях, снискали ему признание как мастеру тональной живописи.
Произведения художника находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственном музее искусств Узбекистан.