Сидящая обнаженная
СССР, 1930-е годы. Бумага, карандаш, сангина. 50 х 29,5 см. Загрязнения, повреждения.
Пакулин Вячеслав Владимирович (1900, Рыбинск - 1951, Ленинград) - живописец, график, театральный художник. Яркий представитель ленинградской школы живописи. Учился в Центральном училище технического рисования (1916-18), в Академии Художеств (1920-22), в лениградском Вхутемасе и на Курсах мастерства сценических постановок, организованных в 1918 году Всеволодом Мейерхольдом в Петрограде. Принимал участие в оформлении массовых праздников, посвященных октябрьским годовщинам. В 1926 году художник активно включился в создание и творческую жизнь ленинградского объединения "Круг художников", ставившего своей задачей идти "через картину к стилю эпохи". В 1927-32 был председателем этого объединения. В ранней живописи Пакулина заметно влияние пространственной концепции Кузьмы Петрова-Водкина: ломаное пространство, геометризация форм. Разрабатывал идею о монументальном начале в искусстве, обращаясь к "истокам" - древнерусской фреске с ее строгой и сдержанной простотой. В 1926-27 работал над своим программным произведением "Жница". Снабдил живописное произведение манифестом-описанием задач, который заканчивался постулатом: "В основе: контроль разума в равной соподчиненности с ассоциациями от природы". В середине 1930-х Пакулин, как и большинство новаторов предыдущего десятилетия, резко изменил манеру письма в сторону реализма. "Учиться нужно, прежде всего, у природы", - записывал художник в дневниковых заметках. К тому же времени относятся его творческая командировка в Донбасс, и ряд произведений на индустриальную тему ("Цех завода "Электросила"" и др.). Работал в составе бригады художников над панно "Хлопок" в Москве (1935), "Физкультура" для советского павильона на Всемирной выставке 1937 года в Париже. Во время войны художник остался в осажденном Ленинграде, создал в гуашах "летопись" блокады. После войны реализовал себя в городском пейзаже, добивался передачи цвета в пространстве архитектурной среды города, подчеркивая господство архитектурных форм. Произведения хранятся в ГРМ, ГТГ, в некоторых региональных музеях.