Сцена из трагедии А.К. Толстого "Смерть Иоанна Грозного"
Россия, 1866-1870-е годы. Бумага, сепия, белила. 23,7 Х 19,5 см. Подпись справа внизу
На обороте карандашом: "Куплена на аукционе в д. б. О-ва художников* в мае 1925г. за 16 руб золотом. Вставлена в раму собственноручной работы. Технолог [неразб. подпись]. 6/III 1936 г. *В Ленинграде на Морской ул.".
Работа опубликована в сборнике: Первый сборник Товарищества Русских художников-иллюстраторов, изданный в пользу пострадавших от неурожая. СПб., 1892. 46 с.: ил.
Старинная рама, стекло
Шарлемань Адольф Иосифович (1826–1901) - живописец, график, сценограф, художник декоративно-прикладного искусства Происходил из семьи потомственных художников, выходцев из Франции. Дед Жан Батист Боде-Шарлемань — скульптор-декоратор, поселился в Петербурге в 1750-х. Его сыновья Иосиф, Людвиг, Карл учились в ИАХ. Отец Адольфа Шарлеманя, Иосиф, и его брат Людвиг — архитекторы, Карл — скульптор; старший брат А. И. Шарлеманя, Иосиф, также архитектор. Первоначальное образование получил в училище при лютеранской церкви Святых Петра и Павла. В 1847–1855 учился в ИАХ, сначала в классе исторической живописи у Ф. А. Бруни, с 1849 — в батальном классе у Б. П. Виллевальде. За период учебы получил все существовавшие академические награды: в 1851 — малую серебряную медаль за картину «Кавалергарды в Красном Селе», в 1852 — большую серебряную медаль за картину «Подвиг рядового карабинера лейб-гвардии Конного полка Гаврилова. Эпизод из кампании 1805 года», в 1854 — малую золотую медаль за картину «Эпизод из Венгерской кампании 1848 года», в 1855 — большую золотую медаль за программу «Монахи ордена капуцинов встречают фельдмаршала графа Суворова на вершине Сен-Готарда в 1799 году». В том же году окончил курс со звание классного художника 1-й степени и правом пенсионерской поездки за границу сроком на шесть лет. В 1854 принял российское подданство. В 1856–1860 — пенсионер ИАХ. Работал преимущественно в Мюнхене под руководством А. Е. Коцебу и в Париже. В 1858 совершил путешествие в Италию и Швейцарию. В 1859 за картину «Последний ночлег Суворова в Швейцарии в 1799 году» был удостоен звания академика. В 1860 возвратился в Россию раньше окончания срока пенсионерства для свидания с больным отцом. Оставшиеся два года по решению Совета ИАХ получал денежное содержание «для поездок по России и изучения русского быта». Жил в Петербурге. В 1861 создавал образа по заказам католических церквей, а также Мальтийской церкви при Пажеском корпусе. В 1863 посетил Москву. В 1864 приглашен в Польшу для написания картины «Покушение на жизнь графа Берга». В 1868 за картину «Екатерина II в мастерской Фальконета» удостоен звания профессора. В 1860-х выполнил большую серию рисунков костюмов для Итальянской оперы и Императорских театров. С 1870 работал художником в граверном отделении Экспедиции заготовления государственных бумаг. В 1871 приглашен консультантом в рисовальные мастерские музея Главного интендантского управления для исполнения акварелью военных и охотничьих сцен, изображения парадов, маневров и торжественных выездов в альбомы Александра II. В 1875 удостоен звания художника Его Императорского Величества. С 1878 преподавал в классе акварели Рисовальной школы Общества поощрения художников. С 1880 — член Общества русских акварелистов (в выставках Общества участия не принимал). Не ограничиваясь станковой живописью и графикой, работал как книжный иллюстратор, выполнял декоративные панно, создавал эскизы военных мундиров, костюмов для театральных постановок и балов-маскарадов, рисунки для ширм, вееров, игральных карт, оформлял меню императорских обедов и программы музыкальных концертов. Будучи целиком занятым исполнением заказов императорского двора, почти не принимал участия в выставочной деятельности. Работы Шарлеманя экспонировались преимущественно на международных выставках — Всемирных в Париже (1867), Вене (1873), Антверпене (1885), Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве (1882)