Советская графика

Характер и стилевое направление советской графики было определено уже с первых шагов ее развития — тесная взаимосвязь с текущей обстановкой страны. Это дало расширенный диапазон творческой деятельности для мастеров.

Во времена Союза стали активно развиваться такие направления графики, как:

плакат (политический и рекламный);
карикатура;
гравюра;
эстамп;
станковый рисунок;
прикладная и книжная графика.

Имея налаженную взаимосвязь со зрителями, графика прочно вошла в быт обычных граждан, и стало по-настоящему живым искусством. Не отказываясь от достижений реалистичного мирового творчества, графика впитывала в себя широту и зрелость, появлялись новаторские смелые решения.

Особенность графики советского периода

Графике времен СССР отведен период длительного исторического развития и становления в 1917-1991 гг. Вначале путь графического искусства был сложным и трудным, что можно увидеть по агитационным изображениям того периода, пропитанным боевым духом.

Но не только бесчисленные изображения Ленина, суровых рабочих наполняло искусство, место находилось и другим ее видам:

газетно-журнальные рисунки про быт граждан;
классические угольные и карандашные изображения городских улиц и пейзажей;
цветовые рисунки природы с использованием акварели, пастели, гуаши;
иллюстрации к различным книгам.

Что включает в себя графика СССР 1917-1991 годов?

Октябрьская революция прервала движение России на пути к модернизации, изменила культурные, политические и социально-экономические устои страны. Россия времен Союза повернула на другой путь развития, альтернативный индустриальному. Все это и нашло отражение в становлении советской антикварной графики.

Политические плакаты

Самое большое количество плакатов, изданных при Союзе, были социальными, второе место по тиражности занимали политические, которые отличались огромным разнообразием тем. В плакатах подчеркивалась важная для истории Советского государства роль компартии, своевременность принятых решений. Часто изображались и простые обыватели: работники сельского хозяйства, военнослужащие, заводские трудящиеся, советская интеллигенция.

В послевоенное время политические плакаты представляли собой некую сюжетную картину, где герои: городские и сельские жители изображались на фоне благоустроенных деревень, крупных комбинатов, электростанций. Живописными становилась плакатная русская советская графика, посвященная очередным выборам. На них изображались счастливые семьи, идущие для голосования в красивые местные клубы.

Газетно-журнальный рисунок

Газетно-журнальная графика являлась одним из мощных средств для массовой коммуникации и была широко распространена в России. Активно выпускались новые периодические издания. Особенно бурный всплеск их развития пришелся на «золотое время» развития советского графического искусства (1920-1940 гг.).

Вот лишь немногие из журналов того периода, которые пополнили фонд советского прошлого с годами их основания:

1919: «Красноармеец»;
1922: «Вещь», «Зрелища», «Эхо»;
1923: «Музыкальная новь», «ЛЕФ», «Красная нива»;
1926: «Современная архитектура» (1926);
1924: «Строительство Москвы», «Новый зритель»;
1925: «30 дней», «Красное студенчество», «Советский экран»;
1927: «Рабис»;
1928: «За рулём», «Радиослушатель»;
1929: «Даёшь»;
1930: «Говорит Москва».

В 1929 г., со временем начало первых пятилеток, число периодики сократилось, что объяснялось нехваткой бумаги и напряженностью в экономике страны. Многие издания были реорганизованы, объединены с другой периодикой. После 1936 г. финансирование журналов и газет было улучшено, что отозвалось и на их качестве — периодика стала печататься на хорошей бумаге, наполнились интересным содержанием. Это связывалось с активным участием Союза в разных выставках, возведением новых павильонов.

Иллюстрации

Иллюстрации — изображения, которые используются в качестве дополнения какого-либо текста (художественного, научного, технического). Получаемые визуальные образы способствуют лучшему усвоению информации и создают некую эмоциональную атмосферу. Советские мастера графики, работающие над созданием иллюстраций, применяли разнообразную технику и стили изображения.

Для улучшения восприятия используются различные виды иллюстраций:

Фронтиспис. Располагается на развороте вместе с титульной страницей. Обычно несет отображение главной идеи произведения или изображает автора.
Заставка. Находится в самом начале глав и предназначена для отображения места действия данной части книги.
Полосная. Размещается на всем развороте страницы. Чаще используется для детской литературы.
Разворотная. Располагается на развороте сразу двух страниц и сообщает о наиболее захватывающих сюжетных линиях.
Концовка. Предназначена для осмысленного логического завершения части книги, ее глав или произведения полностью.
Буквица. Служит декоративным украшением к произведению и представляет собой красиво оформленную первую букву страницы. В основном ее изображение стилизуют по жанр произведения или эпохе, в которую происходят события книги.

Советские иллюстрации активно использовались не только для оформления книг, но и для создания отдельных листовок, в рекламной сфере.

Карикатуры

Особой популярностью в советское время пользовалось сатирическое направление советской графики. Авторы работы умышленно искажают фигуру, лицо, манеру поведения персонажа для высмеивания каких-либо качеств. Эффект комизма также достигался благодаря неожиданному сопоставлению известных фактов и методик художественного преувеличения. Этот жанр несет ярко-выраженную социальную направленность и был одни из самых эффективных при борьбе с негативными проявлениями, общественными пороками.

Произведения карикатурного направления советской графики классифицируются на основе ряда критериев:

цветовое исполнение (полноцвет или монохромность);
уровень критического взаимодействия (в дружелюбной форме или оскорбительной);
тематика (рекламная, научная, техническая, социальная, религиозная, бытовая и пр.);
метод исполнения (графический, инсталляция, живописный, плакат, коллаж и пр.);
сфера использования (для СМИ, иллюстраций для книг, буклетов, календарей).

В карикатуру заложена огромная роль для формирования массового сознания и мировоззренческих взглядов. В советскую эпоху этот жанр использовался в крупномасштабных проектах, как для быта, так и в политической борьбе, государственной пропаганде.

Известные советские художники графики

Союз просуществовал в период 1922-1991 гг. Огромная страна включала в себя 12 республик и славилась большим количеством талантливых мастеров, внесших большой вклад в развитие творческого направления, включая и графические жанры. Советские художники графики смело экспериментировали со стилями, разрабатывали новые направления и техники.

Говоря об известных художниках, внесших неоценимый вклад в становление советской графики, можно отметить некоторых мастеров, прославившихся в мире:

Дейнека А. (1899-1969). Занимался не только графикой, но и скульптурой. Являлся центральной фигурой фигуративного модернистского стиля.
Герасимов А. (1880-1963). Талантливый театральный дизайнер, художник-график. Его усилиями была основана Коммуна художников Козлово в 1918 г. Творил в стилистике импрессионизма и соцреализма.
Самохвалов А. (1894-1971). Акварелист, художник-график и иллюстратор. Эксперта и признается как главная фигура ленинградской живописной школы.
Лисицкий Л. (1890-1941). Известен не только как выдающийся талантливый график, но и как фотограф, дизайнер и архитектор. Заметная фигура советского авангарда, автор большого количества графических работ пропагандистского стиля.
Клуцис Г. (1895-1938). Латвийский выдающийся художник-график, фотограф. Он прославился как автор известнейших пропагандистских работ в области фотомонтажа. Мастер работал с советским авангардом и конструктивизмом.
Малевич К. (1879-1935). Появился на свет в Киеве и большую часть детства провел в украинских отдаленных селах. Это позволило ему впитать исконные традиции народы, которые он успешно переносил в свое творчество.
Шагал М. (1887-1985). Родился в Белоруссии и прославился рядом масштабных работ по графике.  Родился в Витебске. Он известен своими крупными масштабными заказами.
Герасимов С. (1885-1964). Отличительной особенностью его работ становится слияние модернизма российского и европейского направления. Виртуозно владел акварельной техникой.
Татлин В. (1885-1953). Известный архитектор был не менее яркой фигурой в области советского авангарда. В своих графических работах придерживался конструктивизма и модернизма.

В каталоге нашего Антикварного Дома №1 представлена богатая подборка графики советского времени. Мы регулярно пополняем сайт, предоставляя для пользователей эффективные возможности пополнить собственную коллекцию по выгодным ценам.

Аукционный дом  №1 сегодня проводит большую искусствоведческую работу по поиску произведений, которые, на сегодняшний день, ещё не были представлены на аукционных торгах. Так же на нашей площадке производится оценка антиквариата у экспертов с искусствоведческим образованием! В разделе энциклопедии вы можете найти сведения о европейских, русских и советских художниках, работавших в самых разнообразных жанрах. Страничка каждого художника содержит краткую биографию, галерею работ, аукционные продажи, Также вы можете на нашем сайте купить картину. оценить картину. продать картину интересующих вас авторов!

Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!