Русская графика
Время появления графики в России датируется концом XIX в. Изначально графическое искусство прочно отождествлялось с рисунком — композиции, наброски, этюды. Первые выставочные изображения русской графики возникают в 1880-ых годах (вначале у Репина, чуть позже у Серова). Но графика в истинном ее представлении: литография, ксилография и пр. своей необычной спецификой еще долго «отпугивала» художников.
В подобном обособленном положении находилась и акварель. Несмотря на мощную поддержку «Общества акварелистов», этот вид творчества в основном сводился к рисованию альбомному, к созданию небольших пейзажей.
Что такое графика?
Графика представляет собой разновидность искусства изображения, в котором рисунки создаются при помощи пятен, штрихов, линий. Умело оперируя ими, художник-графист и создает мультитональные оттенки. Цвет редко используется в графике, он считается дополнительным методом. В основном мастера, работающие в стиле графики в русском искусстве, применяют карандаш, уголь или тушь.
Слово «графика» греческого происхождения, в переводе оно звучит, как «царапать, чертить». Говоря об этом творчестве, можно отметить следующие особенности:
графика считается одним из подвидов каллиграфии;
для этого вида творчества приемлема емкость передаваемых сюжетов и лаконичность;
данное направление считается более условным в сравнении с живописью;
практически всем произведениям присуща определенная условность;
жанр неотрывно связывается с умением намека, предоставление зрителю возможности воображения.
Четкий раздел между живописным и графическим творчеством провести трудно. Многие стили живописи (оп-арт и поп-арт) идут ближе к графическим. Акварель эксперты называют «пограничным видом искусств».
Разновидности графики
Эксперты разделяют графику русских художников 19 века на два основных вида: по методике создания и несущей изображениями (сюжетом) функции. Для такого искусства используются печатные и рисовальные методики, с приходом компьютерных программ подобный подход уже устаревает, а классификация расширяется. Но мы говорим сейчас о старом русском графическом искусстве, которое состоит из трех направлений.
Русская гравюра
Гравюра представляет собой отпечаток с рисунка. Вначале изображение создается на пластине из железа или дерева. На доску наносится предварительный рисунок и с помощью специальных инструментов мастер вырезает его. Затем поверхность покрывается краской и уходит под пресс. Необходимый рисунок пропечатывается на листе бумаги. Подобный оттиск называется «эстампом».
Каждый эстамп, получаемый с одной пластины мастера-гравера, является оригинальным авторским произведением.
Искусство художественной графики появилось намного позже скульптуры и живописи. Возникновение методов гравюр на древесной основе было связано с развитием набоек по тканям, а металлические варианты базировались на развитии ювелирного творчества.
Русский рисунок
Графический рисунок много лет оставался своеобразным подручным инструментарием архитектора, скульптора или художника. Многие легендарные мастера прошлого после окончания работы над своим основным произведением, выбрасывали большое количество набросков и зарисовок. Только в конце XIX в. рисунок получил признание как отдельного вида живописи.
Русский графический рисунок может иметь несколько разновидностей и быть:
реалистичным;
абстрактным;
орнаментальным;
фигуративным.
Но независимо от его вида, он всегда подчиняется силуэтным стилям художественного выражения. Среди современных коллекционеров популярностью пользуются как одноцветные, так и многоцветные графические рисунки. Познакомиться с уникальными образцами такого творчества вы может в компании Антикварный Дом №1, в каталоге которого представлены великолепные экземпляры дореволюционной графики.
Русский плакат
История русского плаката начинается в эпоху Серебряного века. Большой вклад в развитие этого направления внесли мастера, входящие в группу «Мир искусства». Они писали плакаты в стилистике модерна, использовали утонченную графику, изогнутые линии, тонкие цветовые переходы. И хотя плакату не отводится главенствующее место в художественном искусстве, творения этих мастеров можно назвать уникальными образцами творчества.
Плакат активно использовался как средство передачи информации во времена Союза. Обычно для этих целей использовали бумагу, но встречаются экземпляры плакатов, изготовленные на холстах, ткани. В те времена для каждого отдельного вида информации был разработан свой, определенный вид плаката. Сейчас актуальность их пропала, ведь современные люди получают информацию посредством социальных сетей и Интернета. Актуальность плакатов, дошедших до наших времен, остается высокой у коллекционеров.
Известные дореволюционные художники графики
В стиле графического рисунка творили многие выдающиеся художники. Например, Коровин и Иванов создали уникальные по своей красоте работы углем к произведению Гоголя «Шинель». Любителям литературы известна красочная оригинальная графика Врубеля, литография от Лансере и Бакста, яркие рисунки Бенуа к поэме Пушкина «Медный всадник». Образцом графического рисунка считается оформление народных сказок Билибина, «Пиковой дамы» Бенуа, произведений Лермонтова художником Добужинским.
Говоря об известных художниках графики, которые внесли большой вклад в развитие графического искусства, можно отметить следующих мастеров:
Лансере Е., мастер работал в стиле декоративной графики, используя орнаменты и уникальные декоры старинной архитектуры Петербурга.
Бенуа А., талантливый живописец, иллюстратор и график-станковист. Известна его серия работ «Версальская», гармонично сочетающая современное восприятие мастера и старинный классицизм.
Добужинский М. Мастер творил в области книжной/станковой графики и был ярким художником журнального направления. Большую ценность представляют его открытки, на которых были изображены архитектурные исторические памятники.
Нарбут Г., в его творчестве большая роль отводилась иллюстрациям к различным произведениям. Художник на высочайшем уровне мастерства использовал шрифты.
Митрохин Д., популярный художник, создавший немало уникальных по красоте иллюстраций к книгам и сказкам.
Чехонин С., графист активно использовал четкие штрихи, утонченные линии. Он легко узнаваем по своим необычным графическим узорам, выходящим в шрифты.
Кардовский Д., автор множества иллюстраций к книгам, особенно активно он работал над произведениями русских поэтов и писателей.
Моор Д., художник, работающий в стиле сатирической графики, автор множества социально-значимых карикатур.
Дени В., работающий с черно-белым эстампом и художественной печатью. Многие его работы активно печатались в журнальной периодике.
Остроумова-Лебедева А., изобретательница цветной ксилографии. Любимым жанром этой художницы являлся пейзаж.
Кругликова Е., еще одна талантливая художница, впервые применившая цветной оферт и многокрасочную монотипию.
Фалилеев В., крупнейший графист, мастер цветной литогравюры. Художник много работал с портретами и пейзажами.
Кравченко А. мастер, известный созданием работ в стиле экспрессивной графики и творивший в предреволюционное время.
Перечень русских художников-графистов можно перечислять бесконечно. В начале XX в. графика успешно процветала и развивалась. В этом направлении складывались новые жанры, появлялись новые имена. В каталоге нашего Антикварного Дома №1 представлено много уникальных работ русских графистов. С помощью нашей компании вы можете, как пополнить свою коллекцию, так и выгодно продать старинные графические работы, которые хранятся у вас. У нас созданы лучшие условия для встречи продавца и покупателя.