Часы каминные, дополненные скульптурной композицией "Танец вакханок"
Бронза, литье, проработка, механизм, стекло, золочение, патинирование, эмалевый циферблат
Максимальная длина: 63 см
Максимальная ширина: 27 см
Высота: 84 см
Скульптурная композиция- съемная, модифицированная
Скульптор- Клодион Клод Мишель (1738-1814)
Год создания модели- 1762
[Мишель Клодион (Clodion), (1738-1814), французский скульптор.
Клодион не столь известен, как его современники (Пигаль, Гудон и Фальконе), так как не был создателем монументальных произведений, подобных «Медному всаднику» Фальконе. Но при упоминании его имени возникают образы прелестных нимф, дерзких сатиров, грациозно бегущих вакханок, резвящихся детей, амуров — царство счастливой юности, царство природы, радости и любви, воспринятое через античные мифы.
Клод Мишель взял имя Клодиона, словно предчувствуя свою исключительность в семействе лотарингских скульпторов, с которыми был связан по материнской линии.
Его излюбленная тема (радости и праздника) часто выражается через язык танца. Скульптурные группы, как правило, состоят из двух-трех фигур. Герои Клодиона — фавны, сатиры, грубоватые, но всегда составляющие пластический контраст изящным нимфам и вакханкам. Охваченные стихией танца, они даны скульптором в полных динамики и грации позах. В миловидных, наивно улыбающихся лицах — юность и детскость. Подвижные фигуры готовы сорваться в неистовом танце и лишь переплетениями рук удерживают шаткое равновесие. У ног обычно помещены музыкальные инструменты: флейта, цитра, тамбурин, наполненный гроздьями спелого винограда.
В 1762 году он получил первый приз по скульптуре и среди лучших выпускников был направлен в Рим.
Клодион посетил Пизу, Флоренцию, Сиену, Перуджу. Рим оказался счастливым городом, принесшим ему славу. Здесь Клодион вступил в контакт с первыми заказчиками и покупателями его произведений, среди них — Ларошфуко и русская императрица Екатерина II (он не принял её приглашения, и в Россию выехал Фальконе).
Созданные Клодионом за десять лет пребывания в Риме работы разошлись по итальянским, русским, немецким, французским коллекциям, так как произведения мастера высоко ценились. В мотивах, к которым обращается Клодион, угадывается богатая традиция античности. В бегущих сатирах и вакханках ощущается близость французской маньеристической скульптуре, а также традиции Жана Гужона.
Клодион возвращается в Париж и в 1773 году выставляет свои работы, принесшие ему славу и широкую известность. В период революции, переехав из Парижа в Нанси, Клодион выполняет модели статуэток и барельефов для фарфоровой мануфактуры в Нидервиллере, оставив заметный след в истории керамики.
Большая часть замыслов Клодиона осталась неосуществленной. Академия обошла его стороной, не удостоив звания и не обеспечив пенсией. Заказчиками Клодиона были чаще его друзья и богатые буржуа. Не официальные заказы составили его славу, а терракоты, бронзы, мраморы, бисквиты, которые существуют более двух столетий и пользуются растущей популярностью. Не случайно мастер остался в истории искусства Франции XVIII века скульптором, воплотившим в своей области художественные принципы рококо, «Фрагонаром в скульптуре», как его называли современники]