Западноевропейское стекло
Западноевропейское стеклоделие внесло большой вклад в развитие визуальной эстетики и формирование художественной направленности целой эпохи. Расцвет стеклодувного мастерства пришелся как раз на тот период, когда в моде господствовали стили ар-нуво и ар-деко. Главным центром западноевропейского стекла становится Франция, где в XIX в. наблюдается небывалый подъем стекольного производства.
Именно в этой стране творили такие гении стеклодувного мастерства, как братья Дом, Кро, Лалик, Декоршемон, Галле, Ражи-Руссо. Использование разнообразных художественных техник, стилистических находок поставили Францию на высшую ступеньку в сфере стеклодувного производства. Эта страна стала главной законодательницей моды на бесцветное и цветное стекло.
История стекла в Европе
Европейские страны стеклодувное мастерство завоевало во времена средневековья. Стекло тогда активно использовалось при возведении храмов, стеклянные окна стали постепенно появляться и в обычных домах граждан. Стеклодувное производство успешно развивалось, менялись методы создания европейских изделий из стекла, например, соду из-за трудности в ее доставке сменил поташ (сырье, получаемое после сжигания древесины).
Развитие стеклодувного мастерства в странах Европы можно разграничить на следующие временные эпохи:
XI в. Германские мастера освоили новый метод создания листового стекла («халявный»), который широко применялся при остеклении замков, местных церквей. Конечно, качество такого стекла было невысоким.
XIII в. В этот период появилось легендарное венецианское стекло. Мастера-стеклодувы стали добавлять в состав свинец, что придало изделиям удивительную прозрачность. В конце тысячелетия в Италии насчитывалось больше 1 000 стекловаренных печей. В виду их потенциальной опасности, власти перевели все производство на остров Мурано, что дало изделиям новое название — «муранское стекло».
Муранское стекло приобрело бешеную популярность в странах Европы. Такая продукция стала предметом роскоши, а предметы, дожившие до наших дней, чрезвычайно высоко ценятся среди коллекционеров антикварного стекла.
XVII в. В стеклодувном мастерстве о себе заявила Чехия, мастера которой научились создавать уникальное по прозрачности, твердости и блеску стекло. Изделия из силикатно-калиево-кальциевого сырья больше известны нам, как «богемский хрусталь». В наши дни такой антиквариат считается очень редким и ценным.
В эти времена в развитие стеклодувных технологий внесли большой вклад и британские мастера. Благодаря изобретателю Джорджу Равенкрофту мир узнал о новом способе производства стекла с великолепными светоотражающими качествами и возможностью гравировки европейского антикварного стекла и глубокой резки.
XIX в. Стеклоделие превращается в массовое производство и уходит из категории ремесленного мастерства. Бурному развитию этого производство поспособствовал ученый из Германии Отто Шотт, который внедрял современные методики в стекольную промышленность.
Можно выделить и другие имена, благодаря которым стеклодувное мастерство поднялось на высокий и успешный уровень развития:
Эрнст Эбби, немецкий физик-оптик.
Фридрих Сименс, промышленник их Германии, разработавший инновационную по тем временам сталеплавильную печь.
Майкл Оуэнс, американский инженер, создавший оборудование для производства стеклянных бутылок.
Эмиль Фурко, бельгийский изобретатель, придумавший вертикальную методику изготовления стеклянного полотна.
Но, конечно, современных коллекционеров больше интересуют старинные стеклянные изделия: сувениры, посуда, вазы, кувшины, предметы декора и быта. В каталоге нашего Аукционного Дома №1 представлена прекрасная подборка уникальных по красоте стеклянных изделий. Вы можете быстро пополнить собственную коллекцию, а также и выставить на продажу собственные экземпляры старинного западноевропейского стекла.
Западноевропейское стеклоделие периода XIX-ХХ века
Стеклодувное производство в период XIX-XX вв. по своему разнообразию и масштабу значительно превосходило весь объем этой промышленности раннего периода. Время активного развития стеклянных изделий Европы отметилось появлением гравированных, резных стекол. В европейских странах первенство по объемам сбыта одерживало ирландское и британское свинцово-калиевое стекло. Поверхность таких изделий отличались великолепными показателями преломления, а декорирование обладало высшим по уровню яркости блеском.
Страны-изготовители антикварного европейского стекла
Рассматривая историю развития в Европе стекольного производства, можно выделить несколько стран, которые вложили немало усилий для этой сферы промышленности:
Италия. А именно знаменитая Венеция и ее муранское стекло. Такой антиквариат, изготовленный по древнейшим технологиям, отличается гладкостью и удивительной прозрачностью, а при легком постукивании издает хрустальный, тонкий по чистоте звук.
Германия. Центром стеклодувного мастерства стал Кельн. Именно в Германии стали впервые стеклить крупные оконные проемы, создали витражное разноцветное стекло. Немецкие изделия XIX-XX вв. пользуются большим спросом среди коллекционеров и оцениваются ими довольно дорого.
Чехия. Визитной карточкой этой страны стало богемское стекло. Прозрачные изделия ярко блестят и переливаются под солнечным светом. Чешский хрусталь безупречен по уровню прозрачности и прочности, а при постукивании издает мелодичный перезвон.
Франция. Особую ценность для современных коллекционеров представляют изделия из города Баккара, которые были созданы в традициях техники миллефиори (разновидность яркого красочного мозаичного стекла, в изделиях в основном используется цветочные и растительные узоры).
Британия. Традиционно мастера Туманного Альбиона изготавливали из стекла крупные кубки. Большую ценность представляют готические витражи. Среди коллекционеров много тех, кто увлекается именно тяжеловесным английским стеклом и готов выложить за такие изделия немалую сумму.
Какие европейские изделия из стекла ценятся?
Среди антикварных, винтажных стеклянных изделий большим спросом и ценностью пользуются те, которые несут с собой историческую и культурную ценность, изготовлены ручным способом. Ценными являются изделия, в которых используется смешение цветов и различных форм.
Например, в мире коллекционеров высоко оцениваются изделия:
с отделкой из стеклянной пряжи (вить, миллефиори, филигрань);
созданные по технике авентурин (стекло с золотым эффектом);
кракелированного вида (покрытые сетью декоративных трещинок);
многослойного варианта исполнения с цветочными фактурными узорами;
произведенные по технике глазурирования (с покрытием из прозрачного стекла);
расписанные эмалью (техника стеклянной живописи);
с отделкой из металлических элементов;
декорированные оловом, золотой фольгой, мельхиором;
с нанесением гравировок и резных декоративных элементов;
с инкрустациями (с добавлением в стекло бисквитного фарфора, белой глины).
Если вы интересуетесь уникальными по красоте стеклянными изделиями западноевропейского происхождения, знакомьтесь с каталогом нашего Антикварного Дома №1, где представлены уникальные по редкости экземпляры старинного стекла Европы. Антикварные изделия проходят предварительную проверку нашими экспертами, что гарантированно обеспечивает им подлинность.
Аукционный дом №1 сегодня проводит большую искусствоведческую работу по поиску произведений, которые, на сегодняшний день, ещё не были представлены на аукционных торгах. Так же на нашей площадке производится оценка антиквариата у экспертов с искусствоведческим образованием! В разделе энциклопедии вы можете найти сведения о европейских, русских и советских художниках, работавших в самых разнообразных жанрах. Страничка каждого художника содержит краткую биографию, галерею работ, аукционные продажи, Также вы можете на нашем сайте купить картину. оценить картину. продать картину интересующих вас авторов!