Скульптурное творчество на Руси за XVII-XIX вв. прошло главные пути своего становления. От декоративности роскошного барокко к сдержанно-аскетичной классике. Это направление, подпитываемое инновационными задумками демократичного общества, быстро «пропиталось» духом импрессионизма и иные модными течениями. Каждый период, который внес большой вклад в становление истории русской скульптуры, формировался на базе существующих в определенное время общественности: культурного строя, политических устоев.
В каталоге нашего Антикварного Дома №1 представлена хорошая коллекция различных статуэток старых эпох, выполненных в разнообразных жанрах и направлениях. Вы можете принять участие в лотах как со стороны покупателя, так и продавца. У нас созданы лучшие условия для этого.
Как зарождалась русская скульптура?
Время становления русской скульптуры пришлось на эпоху правления Петра I. Это был период всеобщего культурного расцвета. В 1703 г. была основана северная столица России, Санкт-Петербург.
Для строительства нового крупного города приглашаются лучшие мастера:
- скульпторы Конрад Оснер, Карло Растрелли, Николя Пино, Андреас Шлютер;
- архитекторы Антонио Ринальди, Джакомо Кваренги, Франческо Растрелли.
Именно эти гениальные мастера и дали колоссальный толчок к развитию русской скульптуры. Нововведения, новаторские методики, модные направления, пришедшие из-за границы, постепенно трансформировались, проникались русским духом и нарабатывали совершенно новый характер в скульптурах русских художников.
Используемые стили
В «Золотом» веке эпохи правления Екатерины II на фоне повсеместного увлечения классицизмом, скульптура на Руси достигает высочайшего своего уровня.
Возникают новые направления:
- Ампир. В этом стиле было создано множество скульптур, знаменующих великую победу над французскими войсками Наполеона.
- Эклектика и историзм. Стили стали модными во второй половине XIX в. Их использовали для создания, как камерных архитектурных композиций, так и для разнообразных памятников и сувениров.
- Модерн, который проник в скульптурное творчество в XX в. В это же время возник и неорусский стиль, который привел к рождению большого количества уникальных по художественной красоте работ.
- Русский авангард был моден сразу после революции. Но просуществовал он недолго, хоть и оставил ряд оригинальных скульптурных композиций.
Во времена Сталина и Брежнева к особенностям русской скульптуры можно отнести увеличение популярности стиля социалистического реализма. В этом направлении было создано большое количество эстетически непривлекательных работ типового образца. Но можно встретить и настоящие шедевры скульптурного мастерства данного периода.
Русская скульптура 18 века
XVIII в. положил начало новому направлению в русской скульптуре — портрету. Гениальным мастером, творящем в этом жанре, является Карло Растрелли, который был приглашен в Россию специально для увековечивания достижений Петра I. Растрелли передает свое мастерство многочисленным ученикам. В этот период были созданы многочисленные бюсты царя, его статуи. Для материала русской скульптуры 18 века в основном использовали бронзу.
Вскоре бронза уступает место мрамору. Пластичный материал дает мастерам возможность тончайшей проработки деталей и поверхностей и становится главным инструментом скульпторов. Конец столетия проходит под эгидой ценности души человека. В этот период творил такой гениальный мастер-скульптуры, как Федот Шубин, который создал свои знаменитые работы: портреты Екатерины II, Петра I, князя Потемкина.
Русская скульптура 19 века
К окончанию XVIII в. привычные скульптурные модели перестают соответствовать духу времени и постепенно уступают идее творческих замыслов на базе прочно укрепляющегося классицизма. Барокко стали активно критиковать за пышность, нарочитое великолепие и вычурность.
Классицизм идеален для создания человеческой русской скульптуры 19 века, благодаря свойственной ему:
- непринужденности и точной расстановке элементов;
- целостности применяемых силуэтов;
- точности продуманных образов;
- лаконичностью пропорций;
- идеальностью форм.
Поклонники классицизма стремятся в своей скульптуре приблизиться к аскетичным и реалистичным античным образам, заимствуя из культуры Рима и Древней Греции разнообразные сюжеты и творческие направления. В этом жанре творили такие великие скульптуры России, как Иван Прокофьев, Михаил Козловский, Борис Ордовский, Иван Мартос, Павел Сколов, Федор Гордеев, Иван Витали и др.
В начале XIX в., во времена Отечественной войны (1812 г.) на фоне всеобщего подъема патриотизма и воодушевления народа ведущие скульпторы стали активно разрабатывать для своих работ мотивы, посвященные стойкости духа и героизму. В этот период своими работами прославились такие русские мастера скульптуры, как Степан Пименов, Феодосий Щедрин, Василий Демут-Малиновский.
На фоне повсеместного увлечения классицизмом огромный вклад в развитие скульптурного творчества внесли такие гении архитектуры как Карл Росси, Андрей Воронихин, Антонио Ринальди, Андреян Захаров. Работая совместно с ведущими скульптурами, эти архитекторы создавали уникальные по красоте элементы внешнего декора зданий.
На фоне развития классицизма успешно процветает и медальерная пластика, в технике которой творят многие известные мастера.
К концу XIX в. классицизм стал меняться, в этом направлении возникают различные внутренние противоречия. Неуклонно падает авторитаризм монументальной скульптурной композиции. В скульптурном творчестве первенство завоевывает реализм.
Известные русские скульпторы
Огромную роль в становлении направления реализма сыграл легендарный мастер Петр Клодт. Он является автором гениальной скульптуры «Укротители коней», расположенной в Петербурге на Аничковом мосту. За период своего творчества великий мастер создал огромное количество и бюстов известных личностей. Все его работы отличает детальная прорисовка и максимальная реалистичность. Позам людей скульптор придавал непринужденные позы, что явилось настоящим новаторством в то время.
Ближе к концу первой половины XIX в. русская скульптура меняет свое направление. Мастера подыскивают новые пути развития этой области творчества. Монументальный классицизм уступает свое первенство станковым формам. В большом количестве создаются скульптурные композиции и отдельные произведения, идеи которых направлены на отражение обычной жизни народа и социальные запросы людей.
В становлении и укреплении жанрово-станковой тематики большой вклад внесли такие мастера как Александр Логановский и Степан Пименов.
В дальнейшем направления в скульптуре также несли отражения былинных сюжетов и бытовых тем, что проявляется в:
- отказе от слишком явной идеализированности форм тела;
- отчетливом акценте на национальный колорит и образ жизни героев сюжета;
- повышенном внимании к душе человека;
- высоком интересе к обычной жизни обывателей того времени.
Больших высот в сфере скульптурного бытового, анималистического и портретного и жанра достигли известные русские скульптуры Илья Гинцбург, Сергей Иванов, Марк Антокольский, Евгений Лансере, Александр Опектушин, Матвей Чижов. Успешно осваивая новые приемы в творчестве, подключая к работе новаторские материалы, мастерам удавалось усилить трактовку психологических образов своих персонажей.