Обезьяна
Россия, 1901 год. Гипс, лепка, тонировка. Размер: 29,5 Х 26 Х19 см
Экспертное заключение НИНЭ им. П.М. Третьякова (эксперт Шмакова К., 2013 год)
Этюд «Обезьяна»1901 года экспонировался на выставке скульптуры А.С, Голубкиной «В пользу раненых» в Московском музее изящных искусств в 1914 году. В каталоге выставки этюд числится под номером «33».
Представляет музейный коллекционный интерес.
Анна Семеновна Голубкина (1864-1927) - виднейший русский и советский скульптор. Член-учредитель объединения «Мир искусства», участница Московского общества любителей художеств, Московского товарищества художников. Преподавала во Вторых свободных государственных художественных мастерских и во Вхутемасе. Автор книги «Несколько слов о ремесле скульптора» (1922—1923). Анна Семёновна родилась в городе Зарайске Рязанской губернии (ныне Московская область) в довольно зажиточной мещанской староверческой семье, занимавшей огородничеством (выращиванием овощей на продажу). В двадцать пять лет уехала учиться в Москву, поступила в Классы изящных искусств архитектора Анатолия Оттовича Гунста где училась в 1889—1890 годах, и где её способности заметил известный скульптор и педагог С. М. Волнухин. После этого Голубкина несколько лет училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в мастерской скульптора С. И. Иванова. В 1894 году обучалась в Высшем художественном училище при Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге (класс В. А. Беклемишева).
Начиная с 1895 года, Анна Голубкина, для продолжения художественного образования, трижды подолгу жила в Париже. Посещала занятия Академии Коларосси. Работала в собственной мастерской. Изучала технологию обработки мрамора. Побывала и в Лондоне, посетила лондонские музеи. С 1897 года пользовалась консультациями французского скульптора Огюста Родена. В эти годы были созданы такие её произведения, как «Старость» и «Портрет биолога Эдуара Жерара Бальбиани». На Весеннем Парижском салоне в 1899 году Голубкина была удостоена бронзовой медали Салона за скульптуру «Старость».
В 1899 году вернулась в Москву. В 1902—1903 годах выполнила горельеф «Пловец» («Море житейское») над входом в Московский Художественный театр.
Скульптурные произведения Анны Семеновны Голубкиной находятся в крупнейших музейных собраниях (Третьяковская Галерея, Русский Музей, Музей Орсе и другие). Наряду с творчеством С. Т. Коненкова, А. Т. Матвеева, С. Д. Эрьзи, В. И. Мухиной — искусство Голубкиной определило значение отечественной скульптуры первой трети XX века.