Мать с ребенком
СССР, 1930-40-е годы. Бумага, тушь, акварель. 18,2 Х 19,8 см. Подпись слева внизу
Шугрин Анатолий Иванович - советский художник, график, скульптор.
На раннем этапе творчества художник пробовал себя в театрально-декорационном искусстве; в живописи следовал традиции московской школы. На формирование его творческой индивидуальности серьезно повлиял М.К.Соколов, преподававший в Государственном техникуме изобразительных искусств в память Восстания 1905 года (ныне – МГАХУ памяти 1905 года), где Шугрин учился в 1925–1930. С этим выдающимся мастером, который в сталинские годы подвергся репрессиям, Шугрин сохранил дружеские отношения вплоть до его кончины. Однако это был не единственный импульс – Шугрина серьезно интересовало искусство Западной Европы, как старые мастера, так и новейшие течения, особенно Италии и Франции: творчество А.Модильяни, П.Пикассо, А.Дерена, А.Матисса, Ж.Руо, Дж.Моранди, Дж. Де Кирико. Среди своих московских коллег он высоко ценил П.Кузнецова, А.Тышлера, Н.Синезубова.
С конца 1920-х годов Шугрин был членом творческих объединений, работал по заказам. До наших дней в основном дошли фоторепродукции картин, исполненных им в годы Великой Отечественной войны, когда художник служил в Красной Армии: военные пейзажи, портреты исторических личностей, современных автору деятелей науки и культуры. Вступив в 1945 в МОСХ, Шугрин держался особняком в профессиональной среде и не примыкал к какому-либо конкретному направлению. В послевоенные годы он преподавал рисунок в Московской художественной школе №1 и Строгановском училище, считался выдающимся педагогом. По воспоминаниям учеников, помня печальный опыт М.К.Соколова, Шугрин не стремился выставляться, а свои новые произведения показывал дома узкому кругу друзей.
Большинство ранних работ художника уничтожено в годы войны, что затрудняет анализ его творческой эволюции. Однако специалисты полагают, что важный период экспериментов с цветом, формой, фактурой у мастера, тяготевшего к декоративизму и экспрессии, наступил на рубеже 1930-х и 1940-х годов. Живопись его стала плоскостной и слегка геометризованной, приобрела сложный и напряженный колорит. В более поздних абстрактных коллажах и скульптуре звучат отголоски беспредметного искусства 1910–1920-х годов. Все это впоследствии позволило говорить о Шугрине как о продолжателе традиций авангарда.
Единственная персональная ретроспектива Шугрина состоялась в 1982 в Вашингтоне, вызвав всплеск интереса со стороны частных собирателей.