Лот №64

У очага

СССР, 1930-е годы. Бумага, акварель. 46 Х 36 см (в свету). Надрывы, повреждения. На обороте подтверждение от М. Архангельского. Оформлена в паспарту

Эстимейт:
8,000 — 15,000

Раубе-Горчилина Мария Вячеславовна - русская и советская художница. Родилась в семье ученого-лесовода, литовского дворянина, служившего в царских уделах в Симбирской и Владимирской губерниях. Ее мать была полька, из рода Свянторжецких, поселившегося в Орловском имении. Детство девочка провела в среднерусских селах Тарханы и Никологоры. В восемь лет Марию отдали в пансион графини Ледоховской в Финляндии. До пятнадцати лет в Россию она приезжала только на каникулы к родителям. В 1915 ее перевели в московский французский пансион Св. Петра и Павла. С 1917 по 1923 Раубе училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВиЗ, позднее ВХУТЕМАС). Ее учителями были С. В. Малютин, В. Н. Яковлев, В. Д. Фалилеев. Студенткой она познакомилась со скульптором Горчилиным, впоследствии директором Гостехникума кинематографии, и в 1920 вышла за него замуж. В значительной мере переключившись на семейную жизнь, Раубе крайне мало выставлялась, но живопись не оставляла. До 1928 писала картины дома, а с этого года стала оформлять выставки и текстиль. В 1930 расписывала ткани в цехе «Всекохудожник». В 1935 создавала декорации и костюмы на киностудии «Детфильм» (например, в кинокартинах «Гибель сенсации» и «Лампа Аладдина»). В то же время оформляла театральные постановки (пьесы «Вздор» и «Вершины счастья» в театре ВЦСПС). В 1939 Раубе пригласили работать на ВДНХ специалистом по фольклорным орнаментам. В мае 1941 устроилась на службу в Городской комитет художников-оформителей. С началом Великой Отечественной войны Раубе занималась маскировкой военных объектов, за что удостоилась медали «За оборону Москвы». После войны продолжала оформлять витражи на ВДНХ, а с 1947 работала в качестве художника по костюмам на киностудии «Мосфильм». В 1950-е сотрудничала с опытным стекольным заводом при Институте стекла, проектировала объекты. Выполнила эскизы стеклянных дверей магазина ГУМ (из резного стекла), потолка банкетного зала ресторана «Прага» и резного интерьерного стекла в особняках на Воробьевых горах. С 1955 художница увлеклась акварелью, позднее — монотипией, техникой живописных оттисков на бумаге. Держала своеобразный квартирный салон для послеоттепельных авангардистов. От поздних лет творчества Раубе остались десятки рисунков фломастером. Особенности художественной манеры Раубе-Горчилиной восходят к искусству З. Серебряковой. Она писала в основном в жанрах натюрморта и пейзажа. Настроение картины и передача ее эмоционального строя достигались именно цветом, который художница по надобности делала то сочным и свежим, то легким и воздушным. Ее работы отличал энергичный мазок, раскованная фактура и абстрактное видение. В последние годы Раубе часто рисовала портреты. Делая беглые зарисовки по дороге домой, в электричке, она потом обрабатывала их в технике монотипии, стараясь придать каждому образу индивидуальные, психологические черты. Ранние произведения Раубе-Горчилиной в России почти не сохранились. Любопытнейшие из ее картин 1930-х перевезены за границу, во Францию и Америку, поскольку семья боялась, что советской властью они могут быть отнесены к «формализму». Лишь в 2002 в России было обнародовано творческое наследие Раубе-Горчилиной. Сейчас работы художницы находятся в Государственном Русском музее, Российской государственной библиотеке, ГМИИ им А. С. Пушкина, государственном музее города Нукус, Московским музее современного искусства, Ярославском художественном музее, музее «Новый Иерусалим», а также за рубежом в частных коллекциях.

Задать вопрос по лоту
Другие лоты этого аукциона
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!