Провинциальный женский портрет (Ярославский портрет)
Россия, первая половина ХIХ века. Холст, масло. 63 Х 49 см. Реставрация
Сословно ориентированные ярославские портреты купцов, мещан, военных, духовенства, дворян, живших в городе, создавались художниками - выходцами из той же городской среды, стоящими на одном уровне с заказчиком и по происхождению. Искусство цеховых живописцев по своей значимости и отношению к нему стояло в одном ряду с другими ремесленными профессиями. Истоки художественного языка портрета и творческой манеры их создателей - с одной стороны, в ярославских житийных иконах XVI-XVII веков, в польских дворянских портретах эпохи барокко, явно знакомых ярославцам, и, с другой стороны,- в крестьянском искусстве. Эти традиции, идущие от народной игрушки, росписи прялок, вышивки и поздней иконописи, в результате их активной переработки, дали качественно новые произведения, на первый взгляд простые, иногда даже примитивные. Чаще всего это однофигурные поясные портреты, как правило, объединенные семейными парами или группами, составляющие фамильные, реже общественные галереи. Встречаются и групповые портреты на одном холсте: родители с детьми или целые семьи. Они различны по степени художественного воплощения индивидуальной авторской манеры и дарования. Но в целом все портреты характеризуются простой композицией, статичной позой изображенных людей, декоративностью цвета и формы, отсутствием психологических особенностей в застывших лицах, лаконичными деталями. Эта внешне простая форма выражения на самом деле являлась отражением духовных и эстетических идеалов заказчиков портретов и их исполнителей. Провинциальные портреты воплощают устойчивость, незыблемость бытия. Исключаются сиюминутные состояния. Герои пребывают вне времени и конкретного места действия. Жесты, отдельные детали костюма, атрибуты - все лаконично и точно отобрано. При этом портрет насыщен информацией, заложенной в каждой детали, в атрибутах знакового характера, отражающих статус портретируемых. Такие портреты скорее походили на документальное свидетельство, отражающее положение его хозяина в обществе. Через самоутверждение модели раскрывался пафос утверждающего себя «третьего сословия». Прославляя заказчика, их авторы, как правило, не думали о личном самоутверждении, недаром среди провинциальных портретов так много анонимных работ. Сложился определенный канон провинциального бытового портрета, который оставался неизменным на всем протяжении существования этого искусства, вплоть до середины XIX веке.