Карикатура
СССР, 1920-е годы. Бумага, тушь, акварель. 30,4 Х 26 см (в свету). Подпись слева внизу. Рама, стекло, паспарту. Небольшие надрывы по краям
Черемных Михаил Mихайлович - известный советский художник-график, карикатурист, книжный иллюстратор, педагог. Член СХ СССР. Народный художник РСФСР (1952). Лауреат Сталинской премии второй степени (1942). Член-корреспондент Академии художеств СССР (1954). Действительный член Академии художеств СССР (1958). Выдающийся мастер советского плаката, автор многочисленных сатирических рисунков и шаржей. Михаил Михайлович Черемных родился в Томске. Учился у С. М. Прохорова. В 1911 году переехал в Москву, занимался в студии И. И. Машкова. Учился в Московском училище живописи ваяния и зодчества у К. А. Коровина и С. В. Малютина (1911–1917). В годы учения в МУЖВЗ молодой художник с трудом сводил концы с концами, живя, как и многие его товарищи по студенческому общежитию, случайными заработками. Работал «подрисовщиком» в московской газете «Вечерние известия». Ретушировал и подрисовывая фотографии, печатавшиеся в газете. Однажды он предложил редакции свой рисунок. Это была карикатура на тему Балканской войны, 1 ноября 1912 года карикатура появилась в газете без фамилии художника. Вскоре была напечатана еще одна карикатура, потом время от времени стали появляться подписанные «М. Ч.» В 1911–1917 годах рисует шаржи на популярных артистов и карикатуры на международные темы в газетах «Вечерние известия», «Раннее утро»; делает сатирические рисунки для газет и журналов «Коммунар», «Беднота» (1918–1919). Михаил Черемных, наряду с Дмитрием Моором и Виктором Дени, является одним из основоположников и виднейших мастеров советской политической карикатуры, плаката, иллюстрации. Именно ему принадлежала идея создания знаменитых «Окон РОСТА», столь тесно связанных с именем Владимира Маяковского. Без имени Черемныха нельзя представить себе историю создания журнала «Крокодил» и других известных сатирических изданий. Сотрудничал с такими журналами как «Безбожник у станка», «У станка», «Смехач». Автор Антирелигиозной азбуки. В 1911 году познакомился с Владимиром Маяковским, в Московском училище живописи ваяния и зодчества (МУЖВЗ); вторично встретился с ним в – 1919, общение с поэтом повлияло на Черемных. Тогда же он исполнил первое «Окно РОСТа», позже к нему присоединились В. Маяковский, Н. Денисовский, И. Малютин, О. Брик, А. Нюренберг и другие художники. Становится заведующим художественной частью «Окон сатиры РОСТА» (1919–1922). После Октябрьской революции, в годы Гражданской войны создавал агитационные плакаты («… Надо быть готовым», «Чини, товарищ, красный путь и рек советских не забудь» 1921, «Топливо основа Республики» 1922, «Даешь мотор!» 1923, «Сектант – кулацкий петрушка» 1925, «Победа революции в сотрудничестве рабочих и крестьян», «Есть ли Бог? Откуда земля?...», все 1925; «Без Доброхима. С Доброхимом» 1927, «Да здравствует непрерывная неделя»).