Два эскиза костюмов к спектаклю «Золотой петушок» Н.А.Римского-Корсакова
1. Царь Додон 2. Шамаханская царица. СССР, 1946 год. Бумага, смешанная техника. 28 Х 20 см (каждый). Подпись и дата справа внизу. Загрязнения.
За оформление этого спектакля, поставленного на сцене Саратовского АТОБ имени Н. Г. Чернышевского, художник был удостоен Сталинской премии 2й степени.
Парилов Николай Михайлович - художник, заслуженный деятель искусств РСФСР (1956), лауреат Сталинской премии (1947), потомственный иконописец.
Родился 28 февраля (12 марта) 1891 года в Палехе. . В 1902-1906 годах учился в учебных мастерских Комитета попечительства о русской иконописи. В 1906-1916 годах работал в мастерской своего отца М.П.Парилова. Расписывал стены Спасо-Озёрного монастыря. Участник гражданской войны. После демобилизации служил ямщиком на почте, занимался сельским хозяйством. Осенью 1930 года вступил в Артель древней живописи. Учитель - И.И.Голиков. Один из ведущих мастеров палехской лаковой миниатюры. В 1943-1953 годах преподавал в Палехском художественном училище. В 1955 году был избран депутатом Верховного Совета РСФСР V созыва. Умер 16 марта 1962 года, похоронен в Палехе.
Занимался монументальной живописью (павильон центральных областей ВСХВ (1939), Ярославский Дворец пионеров (1956)), теотрально-декорационной живописью (оформление спектакля "Сказка о царе Салтане" Ленинградского театра кукол (1937), оперы "Русадка" Палехского Дома культуры (1937), оперы "Золотой петушок" Саратовского театра оперы и балета им. Н.Г.Чернышевского (1946-1947, Сталинская премия II степени), балета "Сказка о мёртвой царевне" (1949) и оперы "Кащей Бессмертный" (1950) Ленинградского Малого оперного академического театра, оперы "Сказка о царе Салтане" Куйбышевского театра оперы и балета (1958), спектакля "Красные дъяволята" Московского драматического театра им. Н.В.Гоголя (1960-1961)), реставрацией (фрески Успенского и Благовещенского соборов Московского Кремля (1946-1947), Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (1950-1951), Архангельского собора Московского Кремля (1955), Крестовоздвиженского храма в Палехе (1960)), мультипликацией ("Сказка о рыбаке и рыбке"). Много внимания уделял орнаменту. Тематика произведений: фольклор, история, литература, Красная Армия, битвы.
Работы Н.М.Парилова хранятся в музеях: ГМПИ, ГРМ, МНИ, ЗГИХМЗ, Астраханской картинной галерее, Ивановском ОХМ, Государственной картинной галерее Армении, Государственном художественном музее Белоруссии, ГМЭНР, ЦМР, Государственном музее А.С.Пушкина, Театральном музее им. А.А.Бахрушина, ХФ России.