Советская гравюра

Советской гравюре принадлежит особенное место в наследии художественной графики. Если разбирать данное творческое направление в аспекте эволюции нашей культуры, то можно понять, что именно в гравюре отображаются все взлеты и падения, увлечения общества. Особенно заметно это в русской гравюре, такая особенность объясняется ее прямолинейностью и демократичностью. Образцы этого творчества, дошедшие до наших времен, высоко оцениваются современными коллекционерами. Познакомиться с ними вы можете в каталоге Антикварного Дома №1.

Что такое гравюра?

Гравюра относится к разновидности полиграфической технологии. Метод базируется на гравировании предварительно подготовленной печатной основы-формы. В качестве базовой пластины использовались различные материалы: железо, дерево, пластик. Мастер наносит на базу определенное изображение, а затем при помощи специализированных инструментов вырезает его. Так создается гравюра.

Периоды развития советской гравюры

Особенность советской гравюры — ее успех, эффективность и демократичностью. Этот вид искусства быстро и прочно вошел в быт обычных людей. Бурный расцвет этого творчества пришелся на период завершения Октябрьской революции, в то время гравюра отпечатывалась крупными тиражами и публиковалась почти во всех книгах и журналах.

Советская гравюра на всем протяжении своего развития, претерпевала множество изменений, которые затрагивали ее форму, содержание и жанровые стили:

  1. 1917-1922 гг. отметились бурным развитием ксилографии (деревянная гравюра), затем она уступила первенство книжной.
  2. 1920-1930 гг. пришелся на период яркого, но недолговременного развития станкового офорта (гравюра на металле).
  3. 1930-1940 гг. советские художники переключили свое внимание на литографию (станковую и книжную).
  4. 1940-1945 гг. во время военного времени популярность завоевали рисунки для журналов и газет, плакаты.
  5. 1945-1960 гг. послевоенный период становления Союза отметился бурным развитием книжной иллюстрации.

С конца 50-ых годов прошлого века обыватели стали свидетелями активного подъема и возрождения интереса к гравюре СССР, которая вбирала в себя сразу несколько техник станковых и книжных форм. С помощью такого вида искусства решались разнообразные проблемы народа: как бытовые, так и общественные.

Известные советские мастера гравюр

Художников, посвятивших себя развитию и становлению советской гравюры и работающих в этом стиле, огромное количество. Их счет идет на многие тысячи, причем это не начинающие любители, а опытные, профессионально созревшие авторы уникальных работ, творческие состоявшиеся мастера с признанными именами.

Особенность советской графики кроется в невероятной людности, в этом стиле работало большое количество профессиональных художников, имеющих имя и славу.

Еще одной особенностью советской гравюры антиквариата можно назвать ее региональность. Советский период расцвета этого творчества имел четко оформленные объединения, региональные крупные школы.

Приведем несколько примеров таких объединений, внесших в историю развития гравюры крупный след:

  1. Владимирский офорт, прославившийся такими талантливыми мастерами, как Нилов Владимир, Кочешков Михаил, Ткачев Юрий, Французов Борис.
  2. Хабаровский офорт, в котором работали ведущие художники советского времени Усов Геннадий, Вольгушев Антон, Пичуев Виктор, Турова Елена, Савченко Алена, Зуенко Василий, который и явился основателем школы.
  3. Ленинградская литография, которую прославили такие мастера, как Британишский Лев, Васнецов Юрий, Ведерников Александр, Ермолаев Борис, Израилевич Григорий, Каплан Анатолий, Курдов Валентин, Латаш Александра, Любимов Александр, Матюх Вера, Неменова Герта, Скуляри Михаил, Шендеров Александр, Лисицкий Эль, Якобсон Александра.
  4. Казанская печатная графика, отличающаяся ярким авангардным проявлением. Ее основателями были Акчурин Фарид, Тагиров Рем, Идрисов Дадан, Гумеров Рауль, Шикалов Николай, Чеботарёв Константин, Сокольский Николай.
  5. Красноярская линогравюра, огромный вклад в развитие которой внесли художники Староносов Петр, Матвеева Ксения, Мешков Владимир, Сальников Николай, Афанасьев Сергей, Туров Степан, Ланин Август.

Во времена Союза сформировалась и плеяда ярких мастеров, для которых гравюра стала основным видом искусства. Благодаря таким именам, как Истомин Константин, Кравченко Алексей, Басманов Павел, Нивинский Игнатий, Остроумова Анна, гравюра советского периода успешно развивалась, приобретала свои индивидуальные черты.

Многие советские художники-графики вели успешную преподавательскую деятельность, они стояли у истоков открытия первого в России полиграфического ВУЗа, где готовили мастеров различной специализации:

  • станковистов;
  • иллюстраторов;
  • плакатистов.

Как и живопись, гравюра эпохи Союза развивалась индивидуально. Многие яркие художники: Мстислав Добужинский, Зинаида Серебрякова, Осип Браз, Сергей Судейкин, Александр Бенуа, Филлип Малявин, Константин Сомов, оставившие свой след в развитие и становлении советской гравюры, в 20-30-ых гг. прошлого века эмигрировали, другие в эпоху репрессий уходили в тень.

Гравюра в эпоху становления Советской власти дала миру такие громкие имена мастеров гравюры, как:

  • Куприянов Николай;
  • Фаворский Владимир;
  • Верейский Орест;
  • Конашевич Владимир;
  • Митрохин Дмитрий.

Свое имя оставили в развитии советской гравюры художники кукрыниксы, творившие в 50-70-ых гг. Юрий Пименов, Владимир Голицын, Леонид Сойфертис. В это время формируются неофициальные творческие объединения нонконформистов, представители которых подрабатывают, создавая оформление для журналов, иллюстрируя книги: Гариф Басыров, Виктор Пивоваров, Илья Кабаков.

Ценность гравюр времен СССР у коллекционеров

Несмотря на то, что гравюра по своей сути является тиражной техникой с возможностью изготовления множества оттисков (отпечатков), она ценится среди современных коллекционеров очень высоко.

Стоимость таких работ зависит от ряда факторов:

  • порядковый номер оттиска;
  • величина тиража;
  • время создания гравюры;
  • техника изготовления;
  • тематика работ;
  • состояние листа;
  • авторство.

Наиболее ценными являются первые десять оттисков. Здесь нужно учитывать и тиражность партии. Например, для классического тиража в среднем это составляло 300-400 экземпляров. Авторский едва насчитывал 100-150, при этом после производства печатная форма зачастую уничтожалась.

Оригинальные и редкие оттиски со временем дорожают, делая такой вид инвестирования выгодным для коллекционера. Гравюры активно приобретаются и для декорирования интерьера — подобные работы считаются изысканными и одними из лучших украшений. В любой комнате: гостиной, зале, домашнем рабочем кабинете, библиотеке, спальне гравюры создают особенную, камерную и удивительную по уюту атмосферу. Украсить гравюрами можно и детскую, в комнату ребенка идеально вписываются растительные и цветочные изображения.

В нашем Антикварном Доме №1 вас ожидает приятное и увлекательное путешествие в мир советской гравюры. Познакомиться с уникальными образцами работ наших художников вы можете в каталоге сайта. К услугам наших пользователей предоставлены разнообразные тематические списки, для удобства просмотра которых имеется возможность выстраивания коллекций по стоимости и возрасту работ.

    Лотов нет
    Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!