Русское серебро

Первыми ювелирных дел мастерами были кузнецы. Они умело работали с серебром: его плавили, лили, штамповали, волочили, скручивали, гравировали, покрывали чернью и эмалью, использовали в работе методы чеканки, филиграни и зерни.

В X — XII веках художественная обработка серебра получила всестороннее и повсеместное развитие. Особенно значительными были успехи киевских ювелиров, чье мастерство и знание технологий позволило им создавать сложные узоры, а также соединять отдельные части предметов почти невидимым припоем.

В XIV — XV веках после разорения Золотой Ордой культурных центров снова началось возрождение техник работы с металлом. Например, было восстановлено искусство скани: оно не требовало сложного оборудования и потому получило широкое распространение.

Позже Москва стала центром художественной обработки драгоценного металла. Учрежденная в начале XVI века при Московском Кремле Оружейная палата в середине столетия значительно расширилась. Появились другие самостоятельные мастерские (палаты): Кузнечная, Золотая и Серебряная. В это же время были популярны чеканка и тиснение, особой тонкостью отличались изделия с чернью.

В XVII веке Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Великий Устюг, Сольвычегодск наравне с Москвой были признаны центрами художественной культуры. Мастера начали более интенсивно инкрустировать украшения жемчугом и драгоценными камнями, эмаль приобрела более насыщенный цвет. Серебряные произведения были под стать декоративному убранству дворцовых помещений, отличавшихся яркостью и многоцветьем.

Стоит отметить, что вплоть до XVII века для изделий из драгоценных металлов ювелиры использовали огненный метод опробирования. Однако, в 1613 году вышел Указ о клеймении, согласно которому мастера должны были изготавливать серебряные предметы из сплава, по чистоте равного указанному образцу, т.к. серебро на протяжении многих веков играло существенную роль в экономике. Именно по этой причине правители были заинтересованы в качестве украшений из драгоценного металла, которое должно было соответствовать уровню пробы монет. Поэтому после проведения «монетной реформы» Петром I в 1700 году были установлены 4 пробы, а спустя некоторое время появились и цифровые, обозначавшие количество чистого серебра, входящего в состав сплава.

В Москве в 1729 были организованны «пробирные палатки», которые к 1735 году появились в Санкт-Петербурге. В ту пору серебряные изделия должны были иметь клеймо с годом создания и гербом города, пробу и инициалы мастера. В 1927 году такая система была заменена на метрическую, а в 1940 вместо «пробирных палаток» стала существовать инспекция пробирного надзора.

Сегодня в России существуют пробы 800, 830, 875, 925, 926. Соответствовать им должны как изделия, сделанные внутри страны, так и импортированные изделия, предназначенные для продажи.

Аукционный дом  №1 сегодня проводит большую искусствоведческую работу по поиску произведений, которые, на сегодняшний день, ещё не были представлены на аукционных торгах. Так же на нашей площадке производится оценка антиквариата у экспертов с искусствоведческим образованием! В разделе энциклопедии вы можете найти сведения о европейских, русских и советских художниках, работавших в самых разнообразных жанрах. Страничка каждого художника содержит краткую биографию, галерею работ, аукционные продажи, Также вы можете на нашем сайте купить картину. оценить картину. продать картину интересующих вас авторов!

Часы карманные на цепочке

Серебро 875°, механизм, эмаль, гильошировка, гравировка; серебро 84°.
Размеры: диаметр 5,5 см; длина цепочки 26 см.
Вес: 151 г.
Клейма:
на передней крышке 1) пробирное «84/0,875»; 2) городское – медведь, стоящий на задних лапах и обращенный влево; 3) номер «269»;
на задней крышке 1) пробирное «84/0,875»; 2) городское – медведь, стоящий на задних лапах и обращенный влево; 3) номер «474269»;
на цепочке: 1) 84 пробы, «женская голова в кокошнике, обращенная вправо» с буквой «τ» (Костромское пробирное управление, 1908-1926 гг.) (фрагментарно); 2) «женская голова в кокошнике, обращенная вправо» в круглом щитке (фрагментарно); 3) в овальном щитке именник «AAB».
Сохранность: в нерабочем состоянии, стекло отсутствует, трещины на эмалевом циферблате, ржавчина на циферблате и стрелках, утраты на пластиковом защитном стекле, царапины на внутренней стороне задней крышки.

Эстимейт: 20 000 — 35 000
Чайно-кофейный сервиз из четырёх предметов

Серебро 84°, литье, штамп, гравировка, золочение. Кость, резьба.
Клейма:
1) 84 пробы, «женская голова в кокошнике, обращенная влево» и инициалы «АР» в овальном щитке (клеймо Петербургского пробирного управления с инициалами пробирного инспектора А. Рихтера или А.В. Романова);
2) «женская голова в кокошнике, обращенная влево» и инициалы «АР» в круглом щитке;
3) именник «I.K.A.» в прямоугольном щитке;
4) 84 пробы и «женская голова в кокошнике, обращенная влево» и инициалами «ЯЛ» в овальном щитке (клеймо Петербургского пробирного управления, с инициалами пробирного инспектора Якова Ляпунова);
5) «женская голова в кокошнике, обращенная влево» и инициалы «ЯЛ» в круглом щитке.
Гравированное изображение короны и монограмма «NN».
Общий вес 2066 г.

Эстимейт: 465 000 — 500 000
Лот №36
Ваза на ножке с декором в виде цветочных гирлянд

Фирма «Хлебников»
Серебро, литье, штамп, монтировка. Хрусталь, резьба.
Вес: 1367 г.
Размеры: высота 32 см; диаметр верха 7 см; диаметр основания 11,5 см; максимальная ширина 13 см.
Клейма: на ножке и горлышке 1) клеймо фирмы «ХЛЕБНИКОВЪ» в прямоугольном щитке и двуглавый орел в круглом щитке; на ножке 2) «женская голова в кокошнике, обращенная вправо», в овальном щитке с шифром московского пробирного округа (дельта)»; на горлышке 3) клеймо 84-й пробы в прямоугольном щитке; 4) «женская голова в кокошнике, обращенная вправо, в круглом щитке с одной точкой внизу слева от головы» (московского пробирного округа); клейма перепробации советского периода 5) 875-й пробы в прямоугольном щитке; 6) голова рабочего, обращенная вправо, с молотом и одной точкой слева снизу от него (московского окружного пробирного управления, 1927–1946 гг.).
Сохранность: незначительные скольчики на хрустальном тулове, следы бытования.

Цена: 575 000
Купить
Лот №35
Террин (супница) с навершием в виде брокколи

Фирма «Сазиковъ»
Серебро 84°, литье, штамп.
Вес: 1999 г.
Размеры: максимальная высота (с крышкой) 15 см, максимальная ширина 30 см, диаметр ободка супницы 26 см, диаметр основания 14 см, диаметр крышки 22,5 см.
Клейма: на исподе дна и крышке 1) клеймо фирмы «Сазиковъ» в прямоугольном щитке под «двуглавым орлом с буквой «Н»»; 2) 84-й пробы в прямоугольном щитке и в прямоугольном щитке со скошенными углами (в т. ч. на обеих ручках и ободках супницы и крышки); 3) герб Москвы «Георгий Победоносец, обращенный вправо» в прямоугольном щитке со скошенными углами; 4) клеймо пробирного мастера «А·К» (Андрей Антонович Ковальский, 1821-1856 гг.) и дата «1852»; 5) на фигурке неразборчивое клеймо; 6) на исподе дна гравировка «№ 1».
Сохранность: следы бытовая (легкая деформация бортика), царапинки, патина.

Цена: 1 265 000
Купить
Лот №34
Ковш c декором в виде камней и птицы Сирин на ручке

Фирма «К. Фаберже»
Серебро 84°, литье, позолота, штамп. Камни, резьба, глухая кастовая оправа.
Вес: 687 г.
Размеры (ДхШхВ): 35х11,2х20.
Клейма: 1) клеймо фирмы «К. ФАБЕРЖЕ» в прямоугольном щитке под гербом в виде имперского орла в круглом щитке; 2) клеймо пробирного мастера «А·А» в прямоугольном щитке со скошенными углами (Анатолия Аполлоновича Арцинбашева, 1891–1896 гг.) и годом «1896» (затёрт); 3) клеймо 84-й пробы и герб Москвы «Георгий Победоносец, обращённый влево», в прямоугольном щитке со скошенными углами; 4) клеймо перепробации советского периода, Московского окружного пробирного управления: 875-я проба с головой рабочего, обращённого вправо, с молотом и Δ (дельта) в овальном щитке.
Сохранность хорошая, незначительные следы бытования.
Редкое изделие, имеющее высокую художественную и коллекционную ценность.

 

Цена: 2 875 000
Купить
Лот №178
Дароносица с изображением распятия, потир и ящичек для святых даров  

Серебро, штамп, гравировка, золочение; металл.
Клейма. I. Дароносица: 1) 84-й пробы на передней и задней стенках; 2) «Н·Д 1833» в прямоугольном щитке (пробирный мастер Дубровин Николай Лукич, 1822-1855 гг.); 3) именник «А·А» в прямоугольном щитке. II. Потир: 1) в фигурном щитке герб Москвы «Георгий Победоносец, обращенный вправо», под ним дата «18(?)83»; 2) именник «А·А» в прямоугольном щитке. III. У ящичка клейма отсутствуют.
Размеры: дароносица 10,5х5,5х2,7 см; потир – высота 5 см, диаметр верха 2,4 см, диаметр основания 2,5 см; ящичек 2,2х3х2,5 см.
Общий вес: 133 г. Дароносица 86 г, потир 29 г, ящичек 18 г.
Сохранность. Дароносица: легкая деформация стенок, трещинка, потертости золочения, следы пайки с возможной заменой креста. Потир: потертости золочения, царапинки. Ящичек: загрязнения или ржавчина на внутренней стороне.

Эстимейт: 20 000 — 35 000
Продано: 38 000
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!