Русское серебро

Первыми ювелирных дел мастерами были кузнецы. Они умело работали с серебром: его плавили, лили, штамповали, волочили, скручивали, гравировали, покрывали чернью и эмалью, использовали в работе методы чеканки, филиграни и зерни.

В X — XII веках художественная обработка серебра получила всестороннее и повсеместное развитие. Особенно значительными были успехи киевских ювелиров, чье мастерство и знание технологий позволило им создавать сложные узоры, а также соединять отдельные части предметов почти невидимым припоем.

В XIV — XV веках после разорения Золотой Ордой культурных центров снова началось возрождение техник работы с металлом. Например, было восстановлено искусство скани: оно не требовало сложного оборудования и потому получило широкое распространение.

Позже Москва стала центром художественной обработки драгоценного металла. Учрежденная в начале XVI века при Московском Кремле Оружейная палата в середине столетия значительно расширилась. Появились другие самостоятельные мастерские (палаты): Кузнечная, Золотая и Серебряная. В это же время были популярны чеканка и тиснение, особой тонкостью отличались изделия с чернью.

В XVII веке Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Великий Устюг, Сольвычегодск наравне с Москвой были признаны центрами художественной культуры. Мастера начали более интенсивно инкрустировать украшения жемчугом и драгоценными камнями, эмаль приобрела более насыщенный цвет. Серебряные произведения были под стать декоративному убранству дворцовых помещений, отличавшихся яркостью и многоцветьем.

Стоит отметить, что вплоть до XVII века для изделий из драгоценных металлов ювелиры использовали огненный метод опробирования. Однако, в 1613 году вышел Указ о клеймении, согласно которому мастера должны были изготавливать серебряные предметы из сплава, по чистоте равного указанному образцу, т.к. серебро на протяжении многих веков играло существенную роль в экономике. Именно по этой причине правители были заинтересованы в качестве украшений из драгоценного металла, которое должно было соответствовать уровню пробы монет. Поэтому после проведения «монетной реформы» Петром I в 1700 году были установлены 4 пробы, а спустя некоторое время появились и цифровые, обозначавшие количество чистого серебра, входящего в состав сплава.

В Москве в 1729 были организованны «пробирные палатки», которые к 1735 году появились в Санкт-Петербурге. В ту пору серебряные изделия должны были иметь клеймо с годом создания и гербом города, пробу и инициалы мастера. В 1927 году такая система была заменена на метрическую, а в 1940 вместо «пробирных палаток» стала существовать инспекция пробирного надзора.

Сегодня в России существуют пробы 800, 830, 875, 925, 926. Соответствовать им должны как изделия, сделанные внутри страны, так и импортированные изделия, предназначенные для продажи.

Аукционный дом  №1 сегодня проводит большую искусствоведческую работу по поиску произведений, которые, на сегодняшний день, ещё не были представлены на аукционных торгах. Так же на нашей площадке производится оценка антиквариата у экспертов с искусствоведческим образованием! В разделе энциклопедии вы можете найти сведения о европейских, русских и советских художниках, работавших в самых разнообразных жанрах. Страничка каждого художника содержит краткую биографию, галерею работ, аукционные продажи, Также вы можете на нашем сайте купить картину. оценить картину. продать картину интересующих вас авторов!

Лот №183
Стакан с изображением сюжета на библейскую тему

Серебро, штамп, гравировка, канфарение.
Клейма:
1) герб Москвы «Георгий Победоносец, на коне, поражающий копьём дракона (обращен вправо, в прямоугольном щитке); 2) именник «АВ» или «AR» в прямоугольном щитке; 3) нечитаемое клеймо в прямоугольном щитке со срезанными углами.
Размеры: высота 9,8 см; диаметр верха 8,7 см; диаметр основания 6,8 см.
Вес: 137 г.
Сохранность: следы бытования, патина, ржавчина и пайка на основании со внутренней стороны, незначительная деформация стенок у основания.

На стенках стакана на фоне растений и деревьев в центре композиции изображен сидящий на троне царь с мечом в левой руке. Справа от него — человеческая фигура с пером и пальмовой ветвью; слева — вероятно, архангел Гавриил, держащий в правой руке трубу.

Эстимейт: 55 000 — 70 000
Лот №182
Чайно-кофейный сервиз из четырёх предметов

Серебро 84°, литье, штамп, гравировка, золочение. Кость, резьба.
Клейма:
1) 84 пробы, «женская голова в кокошнике, обращенная влево» и инициалы «АР» в овальном щитке (клеймо Петербургского пробирного управления с инициалами пробирного инспектора А. Рихтера или А.В. Романова)
2) «женская голова в кокошнике, обращенная влево» и инициалы «АР» в круглом щитке;
3) именник «I.K.A.» в прямоугольном щитке;
4) 84 пробы и «женская голова в кокошнике, обращенная влево» и инициалами «ЯЛ» в овальном щитке (клеймо Петербургского пробирного управления, с инициалами пробирного инспектора Якова Ляпунова)
5) «женская голова в кокошнике, обращенная влево» и инициалы «ЯЛ» в круглом щитке.
Гравированное изображение короны и монограмма «NN».
Общий вес 2066 г.

Эстимейт: 550 000 — 570 000
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!