Иконы

Наши современники относят иконы с чему-то исконно русскому, считая иконопись нашим национальным искусством. Но на самом деле впервые икона была создана в Византии, в 988 г. во времена правления Владимира Святославовича после принятия жителями Киева христианства. Иконопись стала для жителей Древней Руси священным делом. Веками иконы оберегали русские земли от врагов, помогали и вдохновляли верующих, исцеляли и защищали. Русские иконы антикварные очень ценятся нашими современниками.

Священные образы сопровождали наших предков всю жизнь: в момент рождения, вступления в брак, начинания любого дела, болезни, смерти. И в наши дни русские иконы антиквариат относятся к священному искусству, очень ценному и востребованному среди коллекционеров. Ведь вековые традиции затрагивали не просто стиль нанесения изображений, в иконах ценными считается все: материал, используемый грунт, краски, декорирование.

История русской иконописи

С новой христианской верой из Византии на Русь прибыли и первые мастера-иконописцы. Они не только писали русские старинные иконы, но и создавали фрески, мозаики. В XIV в. к нам прибыл Феофан Грек, который воспитал огромную плеяду талантливых учеников, в числе которых был и Андрей Рублев, прославивший русскую школу иконописи.

Первая школа иконописи была открыта в Киево-Печерском монастыре. Именно оттуда вышли легендарные русские мастера: Алипий Печерский и Григорий Иконописец.

Иконописный очерк русских мастеров стал узнаваемым с XIV в. Большой вклад в его становление сыграли именитые школы иконописи:

  • Новгородская;
  • Владимиро-Суздальская;
  • Тверская;
  • Псковская;
  • Московская.

У каждой существующей школы иконописи был собственный, оригинальный жанр создания написания. «Золотой век» традиционной русской иконописи подошел к концу в XV в. В этот период возникла не свойственная канонам создания икон декоративность. Творивший в XVII в. иконописец Симон Ушаков внес в традиционную русскую школу академичность и портретизм, постепенно иконопись полностью отдалилась от древнерусских базовых традиций. Наступило время икон дореволюционных.

Техника изготовления дореволюционных икон

Иконописная техника базировалась на использовании специальной основы из дерева, которое могло иметь углубление (ковчег). На него наклеивалась ткань (паволока) и наносилась база (левкас). Она состояла из алебастрового либо мелового грунта. Поверхность зашлифовывалась, мастер переводил на нее контур будущей старинные иконы России и с помощью остро заточенной иглы прорезал эскиз.

Следующий этап работы предусматривал золочение фона и нимба. С помощью яичных темпер (старинные натуральные краски) образа раскрашивались, а более темным тоном (санкирем) заполнялись участки тела святых и их лики. Затем мастер повторно выделял контуры изображений и делал пробелку, высветляя выпуклые участки. В последнюю очередь прорисовывались различные мелкие детали.

Традиционно в русской иконописи над работой с одной старинной православной иконой задействовались несколько мастеров, так как священное искусстве «не предусматривало уединенности» (по словам иконописца Павла Флоренского).

Важнейшим этапом в иконописи являлось формировании подписи святого лика. По окончанию работы поверхность иконы обрабатывалась защитным слоем, в роли которого выступала натуральная олифа.

Использованные материалы

Старинные иконы писали в основном на дереве, причем в разных районах Руси использовали разнообразную древесину:

  • на юге липу;
  • на севере ель или лиственницу;
  • псковские мастера творили на сосновых досках.

Особо дорогие и ценные иконы писали на кипарисе, который противостоял влаге и отлично сохранялся. Кстати, именно на кипарисовом материале писали традиционные византийские иконы.

Для древних икон (период XI-XII в.в.) использовали широкие поля и более глубокий ковчег. С течением времени поля сужались, а с XV в. стали писать лики святых (например, Божьей Матери) и вовсе без полей.

Паволока, наклеиваемая на деревянную основу, делалась из холста, в качестве грунта (левкас) использовали смесь из рыбьего клея и мела. Левкас отшлифовывался до появления абсолютной гладкости. Отдельным моментом следует рассказать об используемых цветных пигментах.

В основном мастера иконописи использовали привозные пигменты из Византии, Голландии и Венеции, но часто краски готовились и из местных материалов:

  • для красного использовали насекомых (кошенильных червецов), самки которых производили стойкий краситель кармин;
  • для черного цвета применяли жженую кость или сажу;
  • для получения желтого брали смеси из ржавчины и местной глины;
  • белила производились из свинца;
  • для синего и зеленого пигмента брали минеральное сырье (лазурит, глауконит).

Процесс изготовления натуральных красителей был долгий и сложный. Порой у мастера на это уходил больше времени, чем на написание самой иконы. Например, образ Николая Угодника с натуральными красителями мог создаваться до 8-10 месяцев.

Декорирование старинных икон

Высшего пика своего мастерства мастера-иконописцы достигли в XIX в. Большой популярностью, особенно среди аристократии, пользовались роскошные уникальные по красоте оклады (особенно ценились лик Богородицы), на создание которых у мастеров порой уходили годы.

Чаще всего иконы украшали:

  • серебром, которое затем покрывали гравировкой, чеканкой или позолотой;
  • эмалью, эти трудно затратные и сложные техники особенно ценятся среди коллекционеров:
  • жемчугом, такие иконы считаются особенно ценными, ведь запасы речного жемчуга, которыми некогда славилась Русь, уже давно истощились;
  • стразами, в качестве которых брали самоцвета и цветные стекла (например, их часто использовали при создании иконы Иисуса Христа).

Как определить оригинальность старинной иконы?

Возраст иконы устанавливается с помощью специального высокоточного оборудования, которое определяет состав пигмента, особенности загрунтовки и другие параметры. Но такой подход используется не всегда, а лишь в особых случаях (например, при определении подлинности старинной иконы Троицы от Андрея Рублева).

При оценке икон внимание уделяется и следующим моментам:

  1. Религиозной, художественной, исторической и духовной ценности.
  2. Сохранности полотна, особенностям используемых материалов.
  3. Наличием оклада, который много рассказывает специалистам о возрасте иконы. Оклады делали из различных металлов: золота, серебра, меди, латуни.
  4. Востребованность на антикварном рынке. Оценочная стоимость святых изображений во многом зависит от спроса коллекционеров.

Оценка старинных икон — задача сложная, она под силу только экспертам и специалистам в данной области. Если в вашем городе нет таких профессионалов, вы можете воспользоваться и онлайн-услугами, например, с помощью нашего Антикварного Дома №1. Для этого следует сделать несколько качественных снимков иконы и загрузить фото на сайте компании. Подобная услуга предоставляется нами бесплатно, а эксперты дают вам ответ без задержки.

    Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!