Неорусский стиль

Неорусский стиль – направление в архитектуре и искусстве, созданное в 30 годах 19 века. Появление стиля связано с попытками поиска и возрождения национальной идентичности, начатыми в период романтизма. Свободная интерпретация древнерусской культуры – именно так можно охарактеризовать неорусский стиль. Купить на аукционе такие работы – значит, соприкоснуться с духом Древней Руси, ощутить национальную самобытность и неповторимый колорит.

В 19 веке неорусский стиль был возведен в статус официального стиля Российской империи наряду с русско-византийским. Изначально направление существовало в рамках архитектуры. Со временем неорусский стиль нашел отражение и в других областях искусства, включая живопись, скульптуру, мебель, ювелирное дело, керамику.

Влияние Петра Первого

Пётр Великий, обучившись в Европе и установив с иностранцами дипломатические и дружеские связи, решил избавить родину от всего подлинно русского. Он вел почти открытую войну всему архаичному и средневековому в России, усердно пытаясь сделать страну более современной и прогрессивной. Царь предлагал итальянским архитекторам строить дворцы вместо деревянных кварталов, заставлял бояр носить европейскую одежду вместо традиционных кафтанов, приказывал сбривать длинные бороды и носить напудренные парики.

В течение следующих двух столетий его наследники развили идею «прогрессивной России». Даже традиционная церковная архитектура была заменена в 17-18 веках европейским барокко. При этом император, возможно, был в состоянии контролировать дворянство в столице, однако в остальной части страны простые люди продолжали, как и раньше, придерживаться традиционных ремесел и не принимали современную моду.

Чтобы не допустить конфликтов, власти не пытались вмешиваться в стили росписи прялок или регулировать узоры и мотивы ремесел по всей стране. Кроме того, царь-реформатор сам внес свой вклад в неорусский стиль, привезя из Голландии делфтский фарфор, белый и синий цвета которого позже были скопированы мастерами Гжели.

Возвращение к истокам

Неорусский стиль, возможно, не возник бы вовсе, а исконно русские культурные традиции вряд ли сохранились бы до наших дней, если бы не возродившийся интерес дворянства. Следуя мировым трендам, аристократы занялись поисками национальной идентичности и обратилось к своим корням. В моду вошли элементы старинного народного стиля, высшее общество заинтересовалось бытом простых людей. В немалой степени эту тенденцию поддержали передвижные художники, изображавшие суровую реальность повседневной жизни крестьян. Кроме того, на рубеже 19-20 веков возникло художественное движение «Мир искусства», которое, среди прочего, стремилось выразить подлинно русские мотивы в изобразительном искусстве.

Константин Тон, ректор Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, оказал решающее влияние на формирование неорусского стиля. Созданный Тоном на рубеже 1820-1830-х годов монументальный и эклектический русско-византийский стиль стал частью поисков русского национального стиля и пользовался широким одобрением до 1870-х годов. К наиболее значимым, ранним неорусским проектам Тона относятся церковь Святой Екатерины (1830–1837) и Собор Введения Богородицы в храм в Санкт-Петербурге (1834–1842).

Благодатным источником вдохновения стали русские сказки, что особенно ярко проявляется в произведениях Виктора Васнецова. В мире книжной иллюстрации самым известным образцом неорусского стиля была сказочная графика Ивана Билибина. Терема, русские богатыри, красавицы в кокошниках – эти изображения стали неотъемлемой частью неорусского стиля. Продать на аукционе такие работы можно дорого: коллекционеры охотно приобретают символы национальной идентичности.

В театре был очень популярен неорусский стиль. В начале 20 века предприниматель Сергей Дягилев организовал свои знаменитые «Русские сезоны», объединив художественные выставки, балет и оперу. Самой знаковой постановкой его труппы стал балет Игоря Стравинского «Жар-птица», костюмы и декорации для которой разработал участник группы «Мир искусства» Лев Бакст.

Русские мотивы появились и в интерьере: в моду вошли изразцовые печи и традиционные вышивки. Присоединилось и ювелирное искусство: Фаберже и другие мастера начали изготавливать посуду и драгоценные шкатулки в стиле средневековой России.

Одним из пиков развития неорусского стиля стало празднование 300-летия династии Романовых в 1913 году. Последний император Николай II организовал костюмированный бал и обязал гостей одеться по моде, относящейся к периоду до Петра Великого и его реформ. Предпочтения коллекционеров тоже менялись. Решение купить картины и предметы искусства в неорусском стиле стало признаком хорошего вкуса.

Неорусский стиль в архитектуре

На протяжении большей части своей истории русская архитектура была преимущественно религиозной. Церкви на протяжении веков были единственными зданиями, построенными из камня, и сегодня это, фактически, единственные постройки, сохранившиеся из древнего прошлого. Основные элементы русского церковного дизайна возникли довольно рано, примерно в 11 веке. Когда в 19 веке возник новый интерес к старым формам, большое влияние на развитие стиля оказали именно образцы древнего религиозного зодчества.

Ярче всего неорусский стиль выражался в архитектуре эпохи правления императора Александр III – он был поборником традиционных ценностей. Именно Александр III одобрил строительство храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге в неорусском стиле с его цветными куполами и мозаиками. Здание, которое так сильно расходится с общим видом имперского города Петра Великого, было построено в 1883–1907 годах, и очень похоже на московский храм Василия Блаженного, построенный в 16 веке.

Неорусский стиль в архитектуре имеет немало примеров и в Москве. В 19 веке рядом с Кремлем было построено здание Исторического музея по проекту архитектора Владимира Шервуда. Чтобы вписаться в архитектурный ансамбль Красной площади, здание было построено из красного кирпича и имело множество характерных декоративных элементов – выпуклые детали, арки, каплевидные орнаменты и другие детали, характерные для деревянного зодчества Древней Руси.

Вскоре после постройки Исторического музея рядом было возведено аналогичное здание городской думы (сейчас в нем находится Музей Отечественной войны 1812 года). Были и постройки, имитирующие деревянную архитектуру 16-17 веков. Например, дом славянофила Михаила Погодина в Москве имеет множество деревянных узоров и резных элементов, как и многие подобные постройки по всей России.

В 20 веке архитекторы придумали причудливое сочетание неорусского стиля и модерна. Например, в этом стиле построен Ярославский вокзал в Москве по проекту Федора Шехтеля. Архитектурный язык Шехтеля нередко называют «поэтическими метафорами», его творениями восхищаются, поскольку мастеру удалось сохранить узнаваемость исторической формы русского стиля, адаптировав его под современные тенденции. Килевидные арки и «хоромное строение» сочетаются со строгой функциональностью.

В 2000-е годы произошло очередное возрождение традиционного русского стиля. Например, в подмосковной усадьбе Коломенское по старинным эскизам отреставрирован деревянный дворец-терем царя Алексея Михайловича, отца Петра Великого. А в Измайловском парке построен развлекательный комплекс «Кремль в Измайлово» в стиле, имитирующем русскую архитектуру 16-17 веков.

Выдающие мастера, творившие в неорусском стиле

Иван Билибин – художник, книжный иллюстратор и сценограф. Учился у Антона Ажбе и Ильи Репина. Во время путешествий по России проникся красотой старинного деревянного зодчества и национального фольклора. Стал известен в 1899 году после выпуска иллюстрации к книгам сказок.

Виктор Васнецов – один из самых известных живописцев, творивших в неорусском стиле. Его творчество стало важным элементом переходного этапа от передвижничества к модерну. Самые известные работы кисти мастера – «Три богатыря», «Ковер-самолет», «Иван-царевич на сером волке», «Аленушка».

Борис Кустодиев – художник, получивший прозвище «богатырь живописи». В 1905 г. Он построил мастерскую в неорусском стиле, которую назвал «Терем». В числе самых известных картин Кустодиева – «Купчиха за чаем», «Ярмарка».

Михаил Врубель – художник, которому удавалось причудливым образом объединять в работах трагичность и роскошь, декоративность и тревожность. Блестящий колорист создал одни из самых узнаваемых работ: «Царевна-лебедь», «Снегурочка».

Преимущества сотрудничества с нами

Если вы намерены продать картины и предметы искусства в неорусском стиле, мы готовы предложить самые выгодные условия для сделки. Гарантируем объективность оценки – мы не занижаем реальную цену работы в коммерческих целях, поскольку дорожим своей деловой репутацией. Обеспечиваем прозрачные условия каждой сделки.

Мы также приглашаем к сотрудничеству коллекционеров и инвесторов, заинтересованных в работах в неорусском стиле. В нашем антикварном салоне представлен богатый выбор таких произведений, и вы наверняка сможете подобрать картину или объект декоративно-прикладного искусства, который станет идеальным дополнением вашей коллекции.

Сотрудничество с нами абсолютно прозрачно и безопасно – безупречная репутация служит доказательством надежности и компетентности. Добро пожаловать!

Текущие торги
Архив торгов
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!