Космизм

Космизм – сложное философское движение, сочетающее веру в высший разум с научным прогнозированием, которое нашло свое отражение и в живописи. Течение возникло в начале 20 века и по сей день находит своих сторонников. В основе – представление о Вселенной как об эволюционирующей системе, управляемой сверхъестественными силами, мечты о космических полетах и преодолении земного притяжения, рассуждения о смысле бытия и связи безбрежного звездного неба с телесным и духовным аспектом человека. Концепция бессмертия и возрождения – еще одни характерные признаки космизма. Купить на аукционе такую работу – значит, соприкоснуться с причудливым тандемом оккультизма и науки, материализма и эзотерики. Для космистов важна тема технического прогресса как средства достижения всеобщего спасения, как путь к бессмертию.

Философия космизма

«Бог умер» – сказал Ницше примерно в 1882 году. Для некоторых русских мыслителей той эпохи эта потеря дала возможность для строительства: там, где исчезает одно, открывается пространство для другого. Этим новым Богом стал научно-технический прогресс, подчиненный идее бессмертия.

В отличие от большинства устоявшихся школ мысли, русский космизм не предлагает единого видения и конкретной унифицированной теории. Напротив, идеи его главных героев начала 20 века часто настолько расходятся что кажутся бессвязными, противоречивыми и парадоксальными.

Считается, что известные ученые, философы и писатели русского космизма включают в себя таких деятелей, как:

  • Николай Федоров, философ, который стремился воскресить всех мертвых и создать мир, ориентированный на революционный принцип братства.
  • Константин Циолковский, ученый, который сформулировал математические уравнения, используемые для космических полетов и продвигал идеи заселения других планет.
  • Александр Богданов, который экспериментировал с переливаниями крови для омоложения нации.
  • Александр Чижевский, «гелиобиолог», который обнаружил связи между солнечной активностью и поведением человека, а затем создал лампы, использующие солнечную энергию, для восстановления здоровья.

Развитие этих и других идей происходило примерно до 30-го года. Философия согласовывалась и с идеалами раннего послереволюционного утопического социализма в его стремлении к бесклассовому, эгалитарному обществу и построению рукотворного рая на земле. Однако вскоре сталинский режим запретил космизм как явление, и течение не успело обрасти какой-то стройной идеологией, классификацией и структурой. Но именно неполнота и определенная несогласованность делают космизм таким открытым и полным потенциала. Решение купить картины и предметы искусства в стиле космизм нередко вызывает у коллекционеров чувство причастности к чему-то масштабному, многогранному, великому.

Само название «русский космизм» – это оспариваемый термин, который был придуман в последние годы существования СССР. И хотя он явно обязан христианским представлениям о воскресении и апофеозе, его религиозные чувства в значительной степени еретичны. Космизм заменяет Бога и божественное провидение человеческим трудом и разумом в качестве основных средств реализации вечной жизни, обожествления и вселенского рая. Подобно марксизму, который рассматривает труд как двигатель эмансипации пролетариата, космизм рассматривает труды по воскрешению с помощью науки, искусства, технологий и социальной организации как способ сотрудничества с Богом. Сотрудничества, которое приведет к активной эволюция человечества и Вселенной.

Исторический контекст

Космизм, возможно, был вдохновлен открытием кометы Биелы, впервые зарегистрированной в 1772 году. В 1826 году Вильгельм фон Биела предсказал, что она столкнется с нашей планетой в 1830-х годах, и риск надвигающегося конца света вызвал всемирную панику.

Осведомленность о комете Биелы и надвигающемся коллапсе планеты вдохновила на создание нескольких литературных произведений, написанных около 1830 года. Одним из них был незаконченный научно-фантастический роман русского писателя, философа и музыкального критика князя Владимира Одоевского (1803–1869).

Его произведение «4338 год: Петербургские письма» описывает футуристическое общество за год до того, как комета появится из глубин космического пространства, чтобы уничтожить Землю. Главный герой романа, молодой человек из Пекина, едет в Санкт-Петербург, чтобы встретиться с учеными, которые, по его мнению, могут предотвратить надвигающийся апокалипсис в 4339 году. Он едет на высокоскоростном электропоезде по дну Каспийского моря через футуристическую Россия, где сформирована безденежная экономика. Люди читают газеты с жидкокристаллических экранов, имеют личные летательные аппараты, едят синтетические продукты, носят электрическую одежду, которая меняет цвета и узоры. Одоевский предсказал космические путешествия, ксерокс, сыворотку правды, фотоаппарат, гипнотические сеансы.

Немногочисленные опубликованные фрагменты, а также идеи этого незаконченного романа почти наверняка были знакомы Николаю Федорову, которого большинство экспертов считают основоположником космизма.

Николай Федоров разработал свой необычный набор идей примерно в 1860-х годах. Его тезисы – это не что иное, как проект человеческого бессмертия, достигнутый техническими средствами. Он включает в себя материальное воскрешение всех человеческих предков (начиная с Адама и Евы), контроль всех разрушительных сил природы (включая смерть), а также исследование и колонизацию всех звезд и планет в космосе. Эсхатология Федорова – это одухотворение всей неодушевленной материи Вселенной под руководством человека. Он описывает межгалактический образовательный проект, цель которого – превратить Вселенную в единый чувствующий и мыслящий организм, бессмертный и бесконечный, такой же, как Бог, его создатель. Другими словами, горизонт общей задачи – это строительство Бога научными, техническими и художественными средствами.

Эти революционные идеи повлияли на многих ключевых фигур российской интеллигенции, включая таких писателей, как Достоевский и Толстой, философов, таких как Соловьев и Флоренский, а также многих представителей художественного, научного и политического авангарда, таких как Циолковский, Богданов, Платонов и многие другие. Философия космизма также повлияла живопись, и увлечение невесомостью, полетом и космосом мы можем ясно наблюдать в многочисленных произведениях искусства: от «Черного квадрата» Казимира Малевича до концептуального произведения «Летатлин» Владимира Татлина. В их работах есть духовность и мечтательность, которые выходят за рамки простого политического и экономического управления и контроля, и это еще один признак космизма. Продать на аукционе такие работы в эпоху современного капитализма достаточно просто. Многие современники хотят чего-то большего, чем жизнь в рамках идеологии бесконечного потребления. Они задаются вопросами о вечном, о предназначении, о создании чего-то глобального, что будет жить в веках, того, что сильнее самой смерти. Работы в стиле космизм – очевидный символ таких духовных поисков.

Космизм в живописи

В космизме нашлось место и художникам-эзотерикам, и приверженцам технократических взглядов. Последние создавали работы, которые тесно сплелись с супрематизмом. Роль главного представителя супрематического космизма занял Малевич. Для его работ свойственен не только геометризм, но и общее ощущение невесомости, то, что сам художник называл «моделью космоса». Последователями мастера были Николай Суетин, Илья Чашник, Лазарь Хидекель.

Другие художники делали ставку не на развитие технологий, а на идею мистической связи души и Вселенной. Философия была во многом сформирована учениями Николая Рериха и Елены Блаватской.

В 1922 году единомышленники под руководством художника Петра Фатеева и Бориса Смирнова-Русецкого объединились в творческую группу под названием «Амаравелла», что в переводе с санскрита означает «Ростки бессмертия». И живописцы пускали свои «ростки бессмертия» в искусстве: они отражали в картинах представления о душе как о частице безбрежной Вселенной, стремление освободиться от силы земного притяжения, познать все тайны мироздания. В творчестве космистов доминировал синий цвет как символ философии и познания.

Творческая деятельность художников-космистов продлилась недолго. В 30-х годах единственным разрешенным жанром назначили социализм, и мастера были вынуждены уйти в подполье. Художницу Веру Пшесецкую ждала более трагичная судьба – ее арестовали. Это случилось и с Александром Сарданом, и некоторыми другими живописцами.

Продать картины и предметы искусства в стиле космизм эпохи СССР можно за немалые деньги. Это во многом обусловлено редкостью работ. Произведения современников стоят гораздо меньше, но и они востребованы среди коллекционеров.

Преимущества сотрудничества с «Русской антикварной галереей»

«Русская антикварная галерея» была основана в 1998 году. За годы работы мы накопили уникальный опыт в формировании и управлении коллекциями, обрели массу знаний и навыков в экспертизе работ. В нашей команде трудятся одни из лучших российских искусствоведов с колоссальными познаниями в той или иной нише. Безупречная репутация – лучшее доказательство надежности, и мы готовы гарантировать профессиональную помощь в вопросах формирования коллекций и обеспечить 100% прозрачность сделки.

Текущие торги
Архив торгов
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!