Ар-деко

Ар-деко – это стиль искусства, отличающийся классической, симметричной и прямолинейной эстетикой. Направление начало зарождаться в 1910-х годах и достигло пика развития в 1925-1935 годах. После своего дебюта в Париже стиль быстро распространился по всему миру, затрагивая различные дисциплины: от изобразительного искусства до моды, архитектуры, фильмографии и дизайна продукции.

Хотя это было самое популярное течение в период между мировыми войнами, оно не было признано самостоятельным движением вплоть до 60-х годов. Пока тонкие ценители искусства стремятся пополнить свою коллекцию и купить картины и предметы искусства в стиле ар-деко, некоторые искусствоведы даже сегодня спорят, существовало ли направление ар-деко как таковое, и следует ли его идентифицировать как особый стиль.

Элегантные и лаконичные, но все же неизменно роскошные по своему внешнему виду произведения в стиле ар-деко ознаменовали период нового оптимизма после войны и Великой депрессии. Хотя стиль черпал вдохновение из прошлых течений в искусстве, одной из основных черт ар-деко был его ориентация в будущее и празднование современных идей прогресса.

Характеристики ар-деко

Чтобы понять стиль ар-деко, необходимо проанализировать его наиболее важные характеристики, присутствующие во всех его проявлениях (графический дизайн, живопись, архитектура, дизайн мебели, внутреннее убранство, мода, кинематография, скульптура и гравюры). Есть признаки, характерные для любых форм:

  • Геометризация. Важнейшая формальная характеристика ар-деко – преобладание геометрических элементов. В этом контексте выделяется использование прямой линии как основного элемента, наличие зигзагов, частое применение кривых, спиралей, окружностей, многоугольников, всегда подчиненных строгому геометрическому смыслу без хаоса.
  • Симметричность. Геометризация особенно выражается в глубоком интересе к симметрии. В этом отношении ар-деко бросает вызов стандартам и критериям ар-нуво.
  • Смелая окраска. В большинстве изделий в стиле ар-деко, предназначенных для интерьера и внутренней отделки, наблюдаются смелая цветовая гамма. Цвет – это яркая составляющая текстиля, керамики и таких материалов, как стекло и пластик, имитирующие нефрит, янтарь и т.д.
  • Пристрастие к необычным материалам. Стремление ар-деко к изысканности сделало его чувствительным к пристрастию к эксклюзивным материалам, будь то натуральные (черепаховый панцирь, розовое дерево, плавник акулы) или промышленные (хром, бакелит).
  • Элегантность и эстетика. Прежде всего, ар-деко был декоративным стилем. По этой причине он делал упор не на функциональность предметов, а на украшение, то есть на эстетические элементы.

В ар-деко много мотивов и тем. Для стиля характерно изображение таких объектов и сюжетов, как:

  • Мужская фигура. Обычно это спортсмены, атлеты, рабочие, которые выражают мощную энергию и жизненную силу.
  • Женская фигура. При этом хрупкость и нежность отвергаются, женщины ар-деко – это смелые, харизматичные, сильные личности.
  • Крылатые люди. Этот мотив часто появляется в контексте воздушной среды, покорения неба и космоса.
  • Стилизованные и/или геометрические натуралистические мотивы: цветы, деревья, листва, фонтаны, птицы, облака и рассветы.
  • Машины, которые символизируют новую эру механизации. В живописи часто используются автомобили, локомотивы, корабли, самолеты и бытовая техника.
  • Электроэнергия. Ар-деко очарован феноменом электрической энергии, символом модернизации. Часто использовался мотив потрескавшихся деревянных панелей, молний, металлических линий электропередач.

Стиль развивался в соответствии с духом времени и отражал техническую модернизацию и экономический прогресс. Но при этом элегантность и утонченная роскошь – это также про ар-деко.Купить на аукционе такие предметы – значит, в очередной раз заявить миру о своем безупречном вкусе. Стиль невероятно элегантен.

Исторический контекст ар-деко

Для того, чтобы понять корни стиля, стоит обратить взор на Францию конца 19-го века. В это время Франция была рассадником растущих тенденций в области дизайна, и в эту захватывающую эпоху великого творчества возник и модерн. Растущее в то время влияние так называемых художников-декораторов в конечном итоге официально превратилось в ар-деко. Продать на аукционе такие работы еще не стремились, но и рядовыми ремесленниками мастера уже не считались.

Художниками-декораторами были те, кто работал дизайнерами тканей, мебели и украшений, до 1875 года они считались обычными ремесленниками. Однако в том же году они приобрели особое положение – им был присвоен статус с отличием «декоративное искусство». Когда в 1901 году было основано Французское общество декоративного искусства, этим бывшим мастерам были предоставлены равные авторские права, которыми раньше пользовались только скульпторы и художники. Тем временем в Италии происходило аналогичное признание мастеров: в 1902 году в Турине прошла первая в истории выставка, посвященная именно декоративному искусству.

На протяжении первого десятилетия 20-го века зарождающийся стиль распространялся все активнее. Появлялись журналы, посвященные ар-деко, а художественные выставки Парижа начали включать больше разделов декоративно-прикладного искусства.

Частично причиной роста ар-деко был национализм и конкуренция. Французские дизайнеры были недовольны все более процветающим экспортом доступной по стоимости немецкой мебели, и решили разработать свой собственный стиль, чтобы иметь конкурентное преимущество.

Чтобы не отставать, к тенденции присоединились парижские дома моды, универмаги и дизайнеры одежды. Французские бренды, с которыми вы, несомненно, знакомы сегодня, такие как Louis Vuitton и Cartier, начали разрабатывать продукцию в более современном стиле, нанимая различных художников-декораторов. К этому времени роскошные и дорогостоящие материалы, такие как шелк и слоновая кость, наряду с очень яркими и красочными геометрическими мотивами, начали формировать фирменный стиль ар-деко.

К 1910-м годам ар-деко оставил свой след и на зданиях во Франции. Первым настоящим памятником архитектуры, выполненным в этом запоминающемся стиле, был Театр Елисейский полей.

В Америке развитие стиля пришлось на эпоху чарльстона, джаза, биржевого краха и «Нового курса». Особенно сильное влияние на ар-деко оказал триумф автомобилизации, самым ярким символом которой стало первое трансатлантическое воздушное путешествие, совершенное Чарльзом Линдбергом в 1927 году.

Это было время активного развития культуры потребления, что требовало от торговцев значительных инвестиций в рекламу и привлекательные украшения. Маркетинг развивался семимильными шагами, а искусство рекламного плаката и индустриального дизайна стало очень ценным. Большинство выдающихся мастеров ар-деко создавали предметы индивидуально или ограниченным тиражом, что повышало стоимость объектов.

В СССР ар-деко оказал заметное влияние на архитектуру. Под сильным влиянием этого стиля было построено несколько станций Московского метрополитена.

Хотя в ходе Второй мировой войны ар-деко стал неактуален и вышел из моды, с конца 1960-х интерес к стилю снова возобновился. В 21 веке ар-деко остается источником вдохновения в декоративном искусстве, моде, дизайне ювелирных украшений.

Выдающиеся мастера стиля

Тамара де Лемпицка была польской художницей, получившей прекрасное образование, которое позволило ей максимально развить свой утонченный вкус и навыки живописца в соответствии со временем. Под влиянием кубизма она стала одной из главных представительниц ар-деко, а почитатели называли ее «баронессой с кистью».

Эрте, он же Тыртов Роман Петрович – уроженец Санкт-Петербурга, в творчестве которого прослеживается влияние модерна. Эрте – художник, иллюстратор, сценограф, дизайнер и кутюрье, считающийся одним из самых ярких представителей ар-деко. Был награжден французским Орденом Искусств и литературы, был глубоко почитаем Энди Уорхолом и другими выдающимися людьми эпохи.

А.М. Кассандр – художник родом из Харькова, в юности переехавший в Париж. Уделял огромное внимание типографике, разработал несколько шрифтов, признан как мастер плакатов и выдающийся дизайнер (создал логотип для Yves Saint Laurent).

Поль Ландовски был очень плодовитым французско-польским скульптором. Ему приписывают не менее 80 памятников в честь погибших воинов. Ландвски известен во всем мире благодаря проекту статуи Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро.

Уильям Ван Ален был выдающимся американским архитектором, особенно известным из-за дизайна небоскреба Крайслер-билдинг в Нью-Йорке. Его талант был признан еще на заре карьеры: в первые годы обучения и профессиональной деятельности он получил стипендию, которая позволила ему продолжить обучение в Париже.

Если вы хотите знать об ар-деко больше, изучить выдающиеся работы в этом стиле, ознакомиться с особенностями направления, добро пожаловать в «Аукционный дом № 1». Сотрудничая с нами, вы сможете купить и продать картины и предметы искусства в стиле ар-деко на самых выгодных условиях. Наши эксперты ответят на все интересующие вас вопросы, проконсультируют относительно особенностей формирования коллекции и помогут в совершении сделки.

Текущие торги
Архив торгов
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!