Авангард

Авангардом называют революционные тенденции в искусстве и литературе, имевшие место в начале 20 века. В основе течения – стремление порвать с традициями и академизмом прошлого и неустанный поиск эстетических новшеств. Из-за этого стремления к изменениям и инновациям движения были сгруппированы в категорию авангарда – термин, заимствованный из военного сленга (передовая, ведущая часть войск).

Авангард стал поворотным моментом в истории искусства и культуры. Одни мастера воспринимали явление как возможность самовыражения и освобождение творческого духа. Другие говорили о деградации, потере эффективности искусства как общественно-значимого дела, противники революционного течения утверждали, что работы в авангардном стиле – это откровенный вызов самому понятию искусства. Любопытно, что, по сути, оба утверждения не противоречат друг другу.

Формирование огромного эстетического и идеологического разнообразия работ в авангардном стиле привело к необходимости разделять течения. Какие движения были наиболее важными? Каков был исторический контекст и как он повлиял на развитие стиля?

Характеристики авангарда

Что объединяет все работы в категории авангард? Купить на аукционе работу, выполненную в таком стиле – значит, прикоснуться к творчеству, которое разрушает каноны. Желание порвать с традициями – главная характеристика авангарда. Художники-авангардисты всеми силами пытались порвать с парадигмами академизма, чтобы найти новые творческие пути. Можно выделить комплекс характерных признаков:

  • Противодействие подражанию природе, отказ от натурализма. До 19 века западное искусство оценивалось не только по его композиционным способностям, но и по технической способности художника имитировать реальные объекты. Подвергание сомнению академизма и появление новых имиджевых технологий позволило освободить искусство от этой функции.
  • Междисциплинарный характер. Частым элементом авангарда является сужение отношений между различными художественными выражениями, такими как живопись, литература, музыка. Например, такие движения, как футуризм, дадаизм и сюрреализм, были пластическими и литературными одновременно. По этой причине в пластических искусствах было принято прибегать к литературе, чтобы активно заявить о программных предпосылках художественных движений. Так возникли, в частности, манифесты исторического авангарда.
  • Экспериментальный характер. Как в пластическом искусстве, так и в литературе, композиционные элементы (материалы, слова, звуки) подвергались интенсивному процессу творческого поиска, направленного на проверку границ художественных дисциплин. В основе лежало стремление найти что-то новое, усиленный поиск оригинальности.
  • Провозглашение автономии пластического и литературного языка. Эти элементы позволили впервые в истории искусства сосредоточить внимание не на предмете, а на ценном самому по себе пластическом языке. То же самое произошло и с литературным языком, который должен был подчеркнуть такие ценности, как звук и красота творческой ассоциации образов, не обязательно понятных, но соблазнительных по своей форме.
  • Провокация, юмор и сарказм. Будучи революционным, авангард нередко становился провокационным, вызывающим, и в некоторых случаях саркастическим. Голос художника звучал как протест, и мало-помалу в рамках авангарда возникали течения, весьма критичные к сложившимся общественным устоям.
  • Свобода самовыражения. Художники и писатели-авангардисты стремились к абсолютной свободе самовыражения. Искусство и литература задумывались как платформа, с которой можно было реализовать свободу мысли и творческую свободу.
  • Потребность в подготовленной публике. Художественный авангард, всегда пытаясь порвать с предыдущими стилями или движениями и концентрируясь на ценности пластического языка как такового, прекратил диалог с культурным контекстом в его самом широком смысле. Интерпретация и оценка авангарда обязательно требует знания истории искусства. Обыватели, как правило, воспринимали работы авангардистов критично, не могли интерпретировать идеи авторов и относились с непониманием к поиску новых форм. Только знатоки могли понять, какое будущее ждет авангард: продать на аукционе картину известного мастера в наши дни можно за солидные деньги.

Исторический контекст авангарда

Дух изменений в молодых художниках и писателях того поколения соответствовал социальному контексту, который характеризовался энергичными политическими, технологическими, экономическими и социальными преобразованиями. Решающее значение имел ряд фактов:

  • Установление идеологии прогресса, вызванного бурным промышленным и экономическим ростом.
  • Глобализация, открывшая доступ к экзотическим товарам, что вызвало любопытство художников и интеллектуалов.
  • Появление технологий изображения, таких как фотоаппарат (около 1826 г.) и кинематограф (около 1895 г.), которые открыли миру так называемую «эру технической воспроизводимости». Если технологии визуализации могут точно воспроизводить объекты и документировать историю, роль искусства меняется. Живопись не могла не отойти от реалистичного отображения объектов.
  • Ускоренная социальная трансформация и волнение, вызванное напряжением между новыми социальными классами: высшей буржуазией, средним классом и пролетариатом, а также формированием и консолидацией общества.
  • Возрастающая автономия мира искусства от покровительства государства, что, с одной стороны, давало художнику большую свободу, а с другой – ограничивало искусство сферой интересов частного рынка, мобилизованного логикой потребления. В СССР эта тенденция была неактуальна: не успев закрепиться, авангард был искусственно вытеснен социалистическим реализмом, и ушел в подполье.

Поиск художественных изменений стал присутствовать уже в 19 веке благодаря появлению импрессионизма, а затем и постимпрессионизма, воплощенного в работах таких художников, как Поль Сезанн, Анри Матисс, Поль Гоген и Винсент Ван Гог.

Однако, несмотря на то, насколько революционными были эти движения, они не считаются авангардом, поскольку остаются приверженными принципу подражания природе. Нельзя купить картины и предметы искусства в авангардном стиле, созданные ранее 20 века, – явление сформировалось к 1905-1907 году.

Примерно в 1890 году возникла чрезвычайно важная тенденция, которую многие относят к авангарду, потому что он простирался до 1930-х годов: экспрессионизм. Это движение не ограничивалось пластическим искусством в творчестве таких художников, как Эдвард Мунк, Джеймс Энсор, Эрнст Людвиг Кирхнер и Франц Марк.

Вскоре после этого в 1904 году появится фовизм, представленный такими художниками, как Анри Матисс и Андре Дерен. Движение в тандеме с экспрессионизмом стало предпосылкой настоящей революции в искусстве. Однако исторический авангард как таковой сформировался примерно в 1907 году, когда Пикассо представил картину, которая произвела революцию в истории искусства: «Авиньонские девицы». С этого полотна зародилось течение кубизма.

Авангардные движения

Головокружительный исторический динамизм 20-го века и различие в характере и целях авангарда стали решающим фактором в их изучении. В области истории искусства, по сути, выделяют два момента авангарда:

  • исторический авангард, охватывающий первую половину 20 века до начала Второй мировой войны.
  • вторая волна авангарда, начавшаяся после окончания Второй мировой войны.

Каждый из этих этапов был задействован разными контекстами, поколениями, целями и интересами. Зарождались такие движения, как:

  • Экспрессионизм (1905)
  • Кубизм, (1907)
  • Футуризм (1909)
  • Лирический абстракционизм (1910)
  • Лучизм (1912)
  • Конструктивизм (1914)
  • Супрематизм (1915)
  • Дадаизм (1916)
  • Неопластицизм (1917)
  • Сюрреализм (1924) и т.д.

Авангардное искусство после 1940-х годов развивалось неравномерно. Отчасти это произошло потому, что доминировало абстрактное искусство, а в абстракции было очень мало принципиально нового. Хотя Джексон Поллок изобрел капельную живопись, а Марк Ротко наделил свои абстрактные композиции красочными эмоциями, к середине 60-х абстракция иссякла. Минимализм упростил течение и попытался привнести в него более мощный посыл, но публику это не заинтересовало. Широкая аудитория предпочла поп-арт – новую эстетику 60-х, которая внезапно сделала искусство доступным для масс. Однако, за исключением нескольких выдающихся мультимедийных художников, таких как Роберт Раушенберг и Энди Уорхол, поп-арт оставался модным, но предсказуемым. Эпоха экспериментов вернулась с появлением кинетического искусства.

Авангард оказал огромное влияние на культуру графического, рекламного и промышленного дизайна, стимулировал новаторство, оригинальность и творчество. Сегодня работы в авангардном стиле являются частью нашей повседневной визуальной, художественной и литературной культуры.

«Аукционный дом №1» приглашает ознакомиться с великолепными работами художников-авангардистов. У нас можно купить полотна, созданные советскими и европейскими мастерами. Опытные специалисты-искусствоведы помогут выбрать работы, которые не только эстетичны, но и обладают высокой инвестиционной привлекательностью, а значит, станут достойным украшением вашей коллекции. Вы также можете продать картины и предметы искусства в авангардном стиле – воспользуйтесь формой обратной связи, и мы проведем предварительную оценку объекта.

Текущие торги
Архив торгов
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!