Дмитриев-Оренбургский Николай Дмитриевич

Годы жизни:1837–1898

Дмитриев-Оренбургский Николай Дмитриевич (1837–1898) - живописец, график

Родился в дворянской семье. Начальное образование получил в домашних условиях, затем учился в уфимской гимназии. Готовился к поступлению на военную службу, но по настоянию почетного вольного общника ИАХ полковника Зацепина и Я. Ростовцева, увидевших юношеские рисунки Дмитриева, поступил в ИАХ (1859–1863). Занимался в классе исторической живописи у Ф. А. Бруни и А. Т. Маркова. За ученические работы неоднократно отмечался медалями: в 1856 — малой и большой серебряными, 1857 — малой серебряной, 1858 — большой серебряной, в 1860 — малой золотой за программную картину «Сцены из Олимпийских игр. Женщина привела своего сына на бой». В 1861 и 1862 участвовал в конкурсах на большую золотую медаль программами «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного» и «Стрелецкий бунт», но безуспешно. В 1863 принял участие в так называемом «Бунте четырнадцати», отказавшись конкурировать на большую золотую медаль по заданной Советом ИАХ программе. Вышел из Академии, получив звание классного художника 2‑й степени, однако продолжал экспонировать работы на академических выставках.

В 1863 вошел в петербургскую Артель художников. В 1868 за картину «Утопленник в деревне» удостоен звания академика. В 1869 сопровождал великого князя Николая Николаевича в путешествии по Кавказу, Крыму, Харьковской и Воронежской губерниям. В поездке создал альбом, в который вошли 42 карандашных рисунка, выполненных в путешествии. В 1870 стал одним из учредителей ТПХВ, но в выставках Товарищества не участвовал.

В 1871 для совершенствования мастерства отправлен ИАХ на казенный счет за границу на три года. До 1874 жил в Дюссельдорфе, пользовался советами Л. Кнауса и В. Вотье. В 1874–1875 работал в Мюнхене и Вене, позднее — в Париже, где оставался до 1884. С 1877 являлся членом Общества взаимного вспоможения и благотворительности русских художников в Париже, работал в керамической мастерской, организованной членами Общества. Выставлял произведения в Парижском Салоне.

Неоднократно приезжал в Россию. По заказам императорского двора выполнил ряд картин на батальные темы, в частности из истории Русско-турецкой войны 1877–1878. С этой целью совершил поездку в Болгарию. В 1883 за картины «Бой на Систовских высотах конвоя Александра II» и «Выезд Александра II в Плоешти», написанные для Зимнего дворца, удостоен звания профессора батальной живописи. В конце 1870-х участвовал в создании росписей Храма Христа Спасителя в Москве.

С конца 1884 жил в Петербурге. В 1891 стал одним из членов-учредителей Санкт-Петербургского общества художников. Экспонировал свои произведения на выставках Московского общества любителей художеств (1881–1882, 1887–1890), Общества русских акварелистов (1893–1897), Товарищества южнорусских художников (1893), Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде (1896) и других.

В 1890-х преподавал на художественных курсах. Работал в области книжной и журнальной графики, сотрудничал с журналами «Искра», «Всемирная иллюстрация», «Нива», «Север», «Живописное обозрение», «Пчела». Иллюстрировал произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева. В 1899 в залах ИАХ в Петербурге состоялась мемориальная выставка мастера.

Дмитриев-Оренбургский — один из крупнейших представителей академического направления в русском искусстве второй половины XIX века. Его произведения построены на тщательном мастерском подготовительном рисунке, ясной уравновешенной композиции с ярко выраженным центром, сдержанной колористической гамме. Работал преимущественно в области жанровой и батальной живописи. Обращался к офорту и литографии.

Произведения Дмитриева-Оренбургского находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже и других.

Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!