Индустриальный пейзаж
Многие эстеты и ценители прекрасного воспринимают индустриальный пейзаж как один из самых непостижимых и чуждых видов искусства. Тем не менее, картины с клубящимся дымом бесконечных заводов и паутиной сверкающих труб и механизмов находят немало поклонников. Нельзя недооценивать и тот факт, что в рамках этого жанра творили выдающиеся представители живописи соцреализма.
Индустриальный пейзаж обычно определяют как поджанр советского городского пейзажа, в котором отражается эстетика строительства крупных промышленных объектов и романтика восстановления народного хозяйства. Такое искусство позволяло пропагандировать идею активного развития страны, отражать нарастающую мощь государства. Индустриальный пейзаж не только романтизирует идею глобального строительства, но и интерпретирует мир промышленности как антипод дикой природе, непреодолимо враждебной человеку.
Особенности индустриального пейзажа
Состояние авангарда- то есть «опережение» художниками вкусов и ожиданий публики – тесно связано с развитием промышленной революции. Эта социальная и экономическая революция в обрабатывающей промышленности была, пожалуй, самой внезапной и быстрой, а также самой полной и всеобъемлющей революцией в истории: она изменила все. Но – и это важный элемент революции – технический прогресс ввел понятие изменений, внедрил в общество понятия новизны и прогресса задолго до того, как наступила реальная индустриальная эволюция.
Тенденция от мелкомасштабного кустарного производства к массовому производству началась примерно в 1740 году в Англии и немного позже в Америке. С промышленной революцией тысячи рабочих были переброшены из окружающей сельской местности в новые фабричные города.
Аналогичная ситуация складывалась и в России после революции. Сотни тысяч сельских тружеников попали в новую для себя среду – городскую. Спектр их обязанностей изменился, и одной из важных задач властей стало создание благоприятных условий для их качественного выполнения. Без грамотной пропаганды столь масштабные изменения были бы маловероятны, и именно по этой причине был создан социалистический реализм. Индустриальный пейзаж, в свою очередь, стал одним из элементов этой пропаганды.
Такой вид искусства отражал жизнь рабочего класса и идеализировал его амбиции. Особый упор делался на классовое сознание, партийность, верность партии и ее принципам, единства с народом, амбиции всего советского общества.
Характерные черты жанра
Индустриальный пейзаж – самый молодой из всех видов пейзажей. Работы отражают такие сюжеты, как:
заводы и фабрики;
различные рабочие помещения;
производственные процессы;
станки и их комплектующие;
работники предприятий и т.д.
В основе работ в индустриальном жанре – панорама крупных технических объектов. Художники демонстрируют силу производственных мощностей с их воздействием на жизнь простого рабочего человека и природу.
Живописцы питали особую любовь к теме электрификации. На электричестве лежала роль локомотива, который должен привести социалистическую реальность к светлому будущему. Стоит отметить, что в основе работ в рамках этой и других индустриальных тем далеко не всегда лежала прямая агрессивная агитация. Художникам удавалось создавать величественные композиции, романтизировать, казалось бы, лишенные всякой художественности, промышленные сюжеты.
Городской пейзаж как предтеча индустриального пейзажа
Индустриальный пейзаж нельзя рассматривать в отрыве от городского пейзажа. Именно этот жанр стал базой для формирования нового жанра.
Первые изображения городов были созданы еще во времена Древнего Рима. Не избегали этой темы и художники Средневековья. Однако тогда городской пейзаж был не больше чем элементом фона для основного сюжета картины. Впервые он стал рассматриваться как обособленный предмет искусства в 18 веке.
Период активного развития пришелся на 19 век. Особенно были сосредоточены на повседневности городской жизни импрессионисты, их интересовала современность, а не древность. И именно в этот период можно отследить первые признаки будущего индустриального пейзажа. В качестве примера можно привести картину Клода Моне «Угольщики» (1875 г).
Формирование индустриального пейзажа
Индустриальный пейзаж в СССР начал формироваться в первой трети 20 века. Особенное значение он приобрел в послевоенный период, когда восстановление разрушенного народного хозяйства стало делом чести каждого советского гражданина. Страна испытывала острую потребность в героях и подвигах, в людях, способных, не жалея сил, целиком отдавать себя священной цели – превратить Советский Союз в великое государство. И индустриальный пейзаж служил прекрасным помощником в этой великой миссии.
В числе самых известных мастеров жанра – А.В. Козловский, Б.А. Тальберг, М.С. Эсмонт, Н.В. Кочетова, И.И. Тартаковский, Т.П Радимова, В.П. Тишкин. Эти и другие художники внесли неоценимый вклад в развитие страны, индустриальным наследием которой мы пользуемся по сей день.
Распространение индустриального пейзажа
Индустриальные пейзажи не главенствовали в искусстве СССР, и все же оставались на периферии жанра соцреализма. Однако несмотря на это, жанр сумел выйти за пределы Советского Союза и «захватить» умы художников других стран. В КНР и КНДР, которые имеют давние художественные традиции пейзажной живописи, индустриальные пейзажи стали одной из центральных тем в искусстве. Пик развития пришелся на 70-е годы.
Где приобрести картину в жанре индустриальный пейзаж?
«Аукционный дом №1» предлагает возможность купить индустриальные пейзажи, находясь в любой точке земного шара. Чтобы участвовать в торгах, больше не обязательно отправляться на офлайн-мероприятие – достаточно иметь доступ к Интернету. Организатор аукционов – «Русская Антикварная Галерея», постоянный участник выставок с безупречной репутацией на арт-рынке. Надежность и прозрачность каждой сделки гарантирована.
Преимущества сотрудничества с нами
Участие в торгах от «Аукционного дома №1» – рациональное и выгодное решение. Вы можете рассчитывать на комплекс преимуществ:
Регулярно пополняющийся каталог лотов. Мы занимаемся скупкой, оценкой и продажей живописи более 20 лет, и постоянно ищем новые работы, в том числе, и индустриальные пейзажи.
Честная рыночная стоимость произведений искусства. Мы дорожим своей репутацией и не завышаем стартовую цену.
Всесторонняя профессиональная поддержка. Консультанты ответят на все вопросы: от технических нюансов работы площадки до советов относительно формирования инвестиционно привлекательных коллекций.
Никаких сложностей с оплатой и доставкой. Мы используем самые актуальные технологические решения: доступны любые способы оплаты, вопрос логистики также решен.
Преимущества покупки индустриальных пейзажей
Главное преимущество покупки картин в таком жанре – работы были свидетелями выдающейся эпохи, а потому их ценность со временем будет только расти. Если сегодня индустриальный пейзаж современников воспринимается обществом скорее, как намек на проблему загрязнения планеты и экологическую несознательность, советские работы несут в себе совершенно иную идеологию.
В СССР развивающиеся технологии подкреплялись неограниченным оптимизмом в отношении того, что качество жизни улучшается, открывая больше возможностей для большего числа людей. Это была эпоха, когда большинство людей верило в прогресс не только науки и техники, но и самого человечества. Это был символ веры в то, что индустриализация открыла путь к лучшему образу жизни.
Мир стал определяться постоянными изменениями, но у этого состояния была темная сторона: потрясения и неравновесие. Старые мир был разрушен, а новый мир только строился, и далеко не все успевали за этими изменениями. Альтернативная система верований заключалась в чувстве господства над природой. Благодаря промышленной революции люди, казалось, контролируют окружающую среду, выступают в роли творцов, способных контролировать саму природу. Хотя к тому времени, когда промышленная революция полностью вступила в силу, просвещение как философское или социальное движение давно закончилось, новая экономическая система капитализма все еще отражала некоторые из самых заветных концепций просвещения: оптимизм и прогресс. И индустриальный пейзаж – прекрасный артефакт этой эпохи.