Портрет — один из самых популярных жанров в реалистичной технике. Он изображает человека или группу людей, которые существуют на самом деле. Название жанра происходит от старофранцузского portraire, что можно перевести как «изображать что-либо один в один». Исчезнувшее из оборота слово «парсуна» также имеет отношение к портрету. На латинском persona — это «личность, человек, особа».
Удивительно, но понятие «портрет» существует не так давно. Термин появился относительно недавно, в 17 веке. Историк при дворе короля Людовика Солнце, Андре Фелибьен, первым предложил называть портретами изображения людей. В то время было необходимо отделить личность человека от распространенных изображений природы или животного мира. Сами же изображения людей, как можно предположить, существовали очень давно.
Особенности жанра портрета
Чему художники придавали особое значение:
- Поза человека. Постановка рук, поворот головы — все это тщательно осмысливалось и выбиралось мастером отнюдь не случайно. Огромный символизм сопровождал портреты практически во все времена.
- Выражение лица. У мастеров не было простора для выражения эмоций, они передавались исключительно через черты. Это были полунамеки — изгиб брови, тонкая улыбка, томный или строгий взгляд.
- Одежда человека. Особый смысл крылся и в одежде, неважно, кто позировал для портрета.
Имел значение и фон, на котором изображался человек. Обывателю может показаться, что за фигурой ничего нет или в этой окружающей среде нет особого смысла. Однако фон подчеркивал настроение. Например, классический вариант — колонны и драпировки — говорил о статусности модели. Самые знаменитые примеры — портреты королевских особ.
К поджанрам портрета относятся:
- Исторический.
- Семейный.
- Собирательный образ.
- Костюмированный.
- Посмертный.
Портреты могут быть как одиночными, так и двойными, и групповыми. Особое направление — парные портреты. Один из самых знаменитых — «Портрет четы Арнольфини» работы Яна Ван Эйка. Парные портреты обычно изображали мужа и жену или детей семейной четы.
По композиции портреты могут быть головными, погрудными, поколенными и далее все меньше, вплоть до четверти. Также встречаются портреты парадные и камерные. Трудно сказать, какой вид ценится больше. Камерные портреты передают больше эмоций, в них видна связь художника с моделью. Парадный портрет сделан для всеобщего обозрения, в нем соблюдается строгость настроения. Достаточно часто мастера выбирали главным направлением творчества автопортреты, то есть собственные изображения.
История портрета: от древних пещер до наших дней
Можно сказать, что портрет возник вместе с людьми. Еще в пещерные времена предки современных homo sapiens пытались рисовать соплеменников. Первые портреты обнаружены в пещерах Франции и датируются десятками тысяч лет. Первобытный художник постарался изобразить на стене пещеры человеческое лицо с помощью мела. Можно разглядеть нос, глаза и рот.
Страсть к портрету подхватили древние египтяне. Тогда портрет был частью религиозного культа — лики умерших изображались на керамической посуде и стенах гробниц. Примечательно, что художникам тех времен удавалось достичь максимального сходства с усопшим. Скульптор Тутмос Младший подарил миру самый знаменитый портрет царицы Нефертити. Линии этого лица поражают не только красотой, но и точностью. Именно по этому изображению сегодня ученые пытаются воссоздать внешний облик легендарной царицы, славившейся красотой.
Греки до пятого века до нашей эры к портрету относились практически равнодушно. Считалось, что подчеркивание черт лица может негативно повлиять на равенство людей в обществе. Традицию изменил Александр Македонский. Великому полководцу было лестно иметь собственные изображения, а также изображения своих смелых генералов. Римляне добавили нечто свое к жанру портрета — так появились первые скульптуры-бюсты. Римляне также изготавливали посмертные маски знаменитых людей, и точность, с которой выполнялись эти маски, стала основой анатомической концепции. Сегодня мы поражаемся четкости линий и исключительной проработке мельчайших деталей.
Несколько веков в Европе времени христианства портрет практически не развивался. В искусстве правили церковные каноны, и на четкость черт лиц мало кто обращал внимания. Играла роль общая композиция и религиозный смысл картины. Впрочем, религиозным персонажам все же придавались черты обычных людей, но делалось это с целью подчеркнуть их близость к людям. Рост интереса к жанру портрета начался именно в 20 веке. Первыми ласточками стали портреты правителей и сильных мира сего. В религиозных сюжетах картин тоже наметились перемены. Публика лучше воспринимала сюжет, если видела перед собой бога с лицом обычного человека.
Во Франции судьба портрета было более перспективной. Эпоха Ренессанса подарила миру множество удивительных изображений людей. Масляная техника, внедренная в то время, была настоящим прорывом. Мастерам удавалось передать глубокий внутренний мир через черты лица. Стоит вспомнить самый знаменитый портрет — «Мону Лизу» да Винчи или работы Рафаэля. Увлечение портретом подхватили и голландские и фламандские художники. Если сначала они изображали в основном знать и богачей, то позже перешли к реальным людям. Торговцы, рыбаки, служанки и даже нищие — все они становились источником вдохновения для мастеров того времени.
В начале 18 века жанру портера нанесли тяжелый удар. Академики отнесли его к низким и слишком простым направлениям. Тогда особенно ценились мифологические или исторические жанры. По мнению академиков, мастера слишком приукрашали свои модели — не изображали недостатки, пририсовывали богатую одежду и вообще делали человека не таким, каким он мог быть на самом деле. Уже с середины 19 века реализм прочно закрепился в портретном жанре. Перелом случился с развитием импрессионизма, абстракционизма и модернизма. Художники вышли за рамки и стали изображать людей такими, какими они не были, но виделись.
Известные живописцы, творившие в жанре портрета
Список мастеров портретного жанра огромен:
- Боттичелли;
- Да Винчи;
- Санти;
- Дюрер;
- Эль Греко;
- Рубенс;
- Гойя;
- Левицкий;
- Боровиковский и многие, многие другие.
Где приобрести картину в жанре портрета?
Если ваш выбор пал на жанр портрета, не найти лучшего места для покупки, чем торговая площадка «Аукционный дом №1». У нас каждый посетитель может примерить на себя роль покупателя, став участником аукциона, или продавца, выставив лот на продажу. К вашим услугам профессиональное искусствоведческое консультирование и сопровождение сделки на каждом этапе. Приятный бонус — оптимально-доступные цены и доставка в любой регион страны.
Множество великолепных подлинных произведений искусства можно найти в наших обширных и постоянно пополняемых каталогах. Любые жанры, не только великолепные портреты — каждый покупатель сможет найти картину под любой жизненный настрой.
Несколько причин посетить наш аукцион
Прежде чем сделать выбор, обратите внимание на наши преимущества:
- Огромный выбор произведений искусства в различных жанрах. От портрета до жанра ню — наши каталоги постоянно пополняются.
- Разнообразие всевозможных лотов. У нас вы точно найдете нужную вещь.
- Доступные цены и любая форма оплаты, в том числе безналичная.
- Доставка в любые регионы страны и любые города.
- Консультации искусствоведов и поддержка на любом этапе сделки купли-продажи.
- Проверенная временем репутация и авторитет среди конкурентов.
- Поддержка покупателей и продавцов по любым вопросам.
Почему стоит обратить внимание на жанр портрета?
Портрет — уникальное искусство раскрыть душу. Если речь идет об этом жанре, художнику и зрителю важно, насколько глубоко они погружаются во внутренний мир модели. Именно портрет даст особое настроение помещению, будь то дом или рабочий кабинет. Он задает тон всему, что происходит в жилище. Согласитесь, если на стене висит портрет знатного вельможи, хочется соблюдать общий высокий тон и вести себя соответствующим образом. Особенно в этом плане преуспели военные портреты, в том числе конные. Вот где настроение, мощь и масштаб.
С помощью портрета можно выразить себя, потаенные мысли и даже надежды на успех и процветание. Все, что нельзя сказать окружающим словами, поведает портрет работы известного или мало знакомого публике мастера.