Исторический жанр

Произведенный от латинского слова «история» (исследование, узнавание, добывание фактов), термин «историческая живопись» относится к любой картине, отражающей исследование деятельности современников или предков. В основе таких работ, как правило, лежит возвышенное или героическое повествование.

Первоначально в этой категории преобладали религиозные картины, но в эпоху Возрождения эта категория расширилась, включив в себя работы, изображающие темы из мифологии, литературы или истории, обычно выполненные в крупномасштабном формате.

Особенности исторического жанра

Принято считать, что в рамках исторического жанра существует пять основных направлений: религиозная, мифологическая, аллегорическая, литературная и, собственно, историческая живопись. Рассмотрим на примере конкретных работ:

  • Картины по истории религии. Эта категория включает в себя любой тип изображений с религиозным повествованием, включая христианскую (католическую, протестантскую), исламскую, индуистскую, буддистскую, еврейскую или племенную религию. Примеры таких работ: «Снятие с креста» Рогира ван дер Вейдена, «Авиньонская Пьета» Ангеррана Картона.
  • Мифологические исторические картины. Мифы – это истории, созданные для объяснения необъяснимых явлений в мире. Мифологическая картина включает в себя любое изображение, иллюстрирующее мифическую историю, басню или легенду. Популярные темы включали легенды о греческих богах, например, иллюстрировалась жизнь таких персонажей, как Арес, Афродита, Аполлон, Артемида, Афина, Деметра, Дионис, Гефест, Гера, Гермес, Гестия, Посейдон и Зевс. Имели место и мифические истории о римских божествах, таких как Аполлон, Диана, Юнона, Юпитер, Марс, Меркурий, Нептун, Венера. Примеры таких работ: «Сатурн, пожирающий своего сына» Франсиско Гойи, «Вакханалия» Рубенса.
  • Аллегорические исторические картины. Аллегория – это рассказ, содержащий скрытый смысл. В аллегорических изображениях обычно используются люди или предметы, которые символизируют конкретных персонажей или исторические события. Примеры таких работ: «Аллегория доброго и дурного правления» Амброджо Лоренцетти, «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха.
  • Картины по истории литературы. Более узкая категория (иногда включаемая в категорию «Мифология» выше), состоящая из повествовательных картин, основанных на литературных темах (не связанных с мифологическими историями). Популярные литературные произведения включают пьесы Уильяма Шекспира, всемирно известные произведения, например, «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла. Примеры таких работ: «Примирение Монтекки и Капулетти» Фредерика Лейтона, «Сон наяву» Данте Габриэля Россетти.
  • Историческая живопись. Самая прямая категория, она включает в себя все изображения, изображающие исторические события, или конкретную личность, сыгравшую свою роль в истории. Отдельное направление такой живописи – батальная, демонстрирующая военные сражения. Примеры таких работ: «Битва при Сан-Романо» Паоло Уччелло, «3 мая 1808 года в Мадриде» Франсиско Гойи.

К какому бы именно поджанру не относилась картина, ее послание должно быть назидательным и величественным.

Характерные черты жанра

Историческая живопись, как следует из названия, черпала свои темы из различных событий, повлиявших на судьбу человечества. Обычно на полотнах изображалось самое главное: знаменательные сражения, государственные лидеры, великие победы. Самый ценный вид исторической живописи – батальная. Также стоит отметить, что в эту тенденцию входят и библейские сюжеты.

Картины, относящиеся к историческим событиям, обычно очень сложны, что проявляется в основном в композиции произведения:

  • множество фигур,
  • динамические и статические установки,
  • широкая цветовая гамма.

Однако нельзя забывать о «многослойности» исторической живописи. Это не просто классическая фигуративная живопись и реалистичный подход к созданию изображений. Исторические полотна часто полны завуалированных символов. Анализируя труды великих мастеров прошлого, можно найти немало скрытых метафор и даже предсказаний.

История развития исторического жанра

Историческая живопись зародилась в глубокой древности (Египет, Месопотамия). Картины, изображающие важные события в истории человечества, создавались и в другие эпохи, но особую популярность они приобрели только в классицизме, когда по академическим теориям историческая живопись считалась наиболее ценной отраслью искусства. В Центральной Европе жанр процветал во второй половине 19 века. Исторические картины 18-19 веков выполняли две основные функции: дидактическую и пропагандистскую.

Формирование исторического жанра

Стартовой точкой отсчета в развитии исторического жанра можно считать публикацию трактата «О живописи» итальянского художника Леона Баттиста Альберти. В этом научном труде 1435 года он отождествляет историю с изображением образцовых деяний и борьбы моральных деятелей, таких как библейские святые, язычники. божества, мифологические герои, а также герои исторических событий. В его трактовке историческая живопись становится направленной ​​на повышение нравственности всего сообщества и идеально подходит для украшения общественных мест, церквей, дворцов. Жанр обретал автономию и считался вдохновляющим и познавательным видом искусства, особенно если изображения созданы на холстах больших размеров.

Изначально в основе исторической живописи были именно религиозные сюжеты, и полноценное формирование приходится на эпоху Возрождения. Окончательно традиция сложилась в 17 веке.

Исторический жанр в России

В нашей стране жанр появился во второй половине 18 века и почти мгновенно занял центральное место в искусстве. Основоположником исторической живописи в России принято считать Антона Павловича Лосенко. Именно этот художник начал первым изображать сюжеты из истории Древней Руси. Что характерно: действия героев картин напоминают сцены театральной постановки. В его работе «Владимир и Рогнеда» ярко прослеживаются приемы театрализации: есть некая преувеличенная экспрессия мимики и жестов, сценичность в распределении света. В дальнейшем этот подход переняли и другие представители русского исторического жанра – Акимов, Соколов, Угрюмов.

3 самые известных российских исторических полотна были созданы в 19 веке. А именно:

  • «Явление Христа народу», Александр Иванов. Мастер обратился к сюжету из Нового Завета, отразил события, которые, согласно религии, будут происходить с приходом Спасителя.
  • «Медный змий», Федор Бруни. В работе художника показаны люди, которые вызвали гнев Бога, и теперь находятся в пограничном состоянии между жизнью и смертью.
  • «Последний день Помпеи», Карл Брюллов. Художник демонстрирует извержение вулкана как символ гибели цивилизации.

Мастеров так или иначе привлекали сложные исторические события, трагичность в судьбах людей.

Где приобрести картину в историческом жанре?

«Аукционный дом №1» приглашает вас стать участником аукциона картин в историческом жанре. Вы сможете купить работу, находясь в любой точке земного шара, без организационных проволочек и телефонных звонков. Чтобы стать участником аукциона, достаточно пройти регистрацию на сайте и получить бидовую карточку. За торгами можно следить в режиме онлайн. Доступны любые способы оплаты, доставка – в любой регион.

Преимущества сотрудничества с нами

Сотрудничая с нами, вы можете рассчитывать на такие преимущества, как:

  • 100% защита от подделок. Мы привлекаем к оценке работ лучших экспертов страны. Подлинность каждой картины подтверждена документально.
  • Справедливая рыночная цена. Мы дорожим своей репутацией и никогда не завышаем стартовую стоимость. В рамках честной конкурентной борьбы на аукционе вы можете приобрести произведение искусство очень выгодно.
  • Профессиональные консультации. В нашей галерее 6 отделов, в каждом из которых трудятся сотрудники с узкой специализацией. Будучи профессионалами в своей нише, они способны ответить на любой вопрос о той или иной работе, дать совет в формировании инвестиционно привлекательных коллекций.

С нами выгодно и безопасно. Мы работаем на арт-рынке более 20 лет, и можем гарантировать максимальную надежность и прозрачность каждой сделки.

 

Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!