Пуантилизм – стиль живописи, в основе которого лежит «точечная» техника формирования изображений. Если говорить современным языком, изображение создается за счет «пикселей». Пуантилизм был революционной техникой живописи, впервые примененной Жоржем Сера и Полем Синьяком в Париже в середине 1880-х годов. Это была реакция на преобладающее движение импрессионизма, основанное на субъективных реакциях отдельных художников. Пуантилизм, напротив, требовал гораздо более научного подхода.
Когда мастер использует основные цвета, но не смешивает пигменты на палитре, а наносит на полотно точечно, по определенной сложной технологии, рождается работа в стиле пуантилизм. Купить на аукционе такие картины непросто: работы именитых художников пользуются среди ценителей искусства большим спросом. Это связано и с уникальностью техники, и с тем, что живопись, созданная таким методом, выглядит ярче, чем традиционная. За счет оптических иллюзий зрителю удается воспринимать не тысячи разрозненных точек, а смесь цветов, которая возникает из точечных узоров на холсте.
Наряду с Сера и Синьяком в число ведущих членов группы входили их соотечественники-французы Анри Кросс и Максимильен Люс. Другими известными художниками, которые изредка создавали работы в стиле пуантилистов, были Ван Гог и, в начале своей карьеры, Пикассо, Мондриан и Кандинский.
Характеристики пуантилизма
Название движения происходит от обзора работ Сера французским искусствоведом Феликсом Фенеоном, который использовал выражение peinture au point («рисование точками»). На самом деле Сера предпочитал термин «дивизионизм», но прижился именно пуантилизм. Для этого стиля характерны следующие черты:
- Тщательная техника. Пуантилизм считается неоимпрессионистским движением. Иными словами, он вырос из импрессионизма. Некоторые работы в этом стиле были даже выставлены в рамках восьмой (и последней) выставки импрессионистов в Париже в мае 1886 года. Как и члены этого более раннего движения, пуантилисты хотели изобразить оптические явления. Однако они отказались от плавных, спонтанных мазков в пользу размеренной, тщательной техники.
- Параллель с музыкой. Иногда, чтобы помочь описать пуантилизм, использовались музыкальные метафоры. Синьяк, который стал фактическим лидером движения после смерти Сера в 1891 году, сравнил процесс выбора цветов с тем, как композитор рассматривает каждый инструмент при создании симфонии. Так рождается гармония в живописи и музыке.
- Научный подход. Стиль основан на научных теориях цвета. Пуантилизм использует основные цвета и не смешивает пигменты на палитре, однако работы могут быть выполнены и в черно-белом цвете.
- Зритель как часть искусства. То есть произведения пуантилистов поражают воображение только в том случае, если зритель способен воспринимать оптический эффект либо на расстоянии, либо с помощью визуальных способностей. Стоит подчеркнуть, что несмотря на оригинальность и необычный эффект на аудиторию, продать картины и предметы искусства в стиле пуантилизм в годы развития стиля было очень сложно. Это было во многом обусловлено тем, что общественность отказывалась воспринимать стиль всерьез. На заре развития стиля сам термин «пуантилизм» использовался критиками в уничижительном смысле, чтобы высмеять технику, которая, якобы, лишает работы творческой индивидуальности. Однако время показало, что художественная ценность стиля очень и очень высока.
Пуантилизм использует научные теории цвета для создания хроматических эффектов, художник вынужден учитывать, как именно человеческий глаз работает в связке с мозгом. Именно благодаря этому зрителю удается воспринимать тысячи точек как полноценную картину с сюжетом.
Техника этого искусства не требует использования определенного инструмента или материала, однако существуют определенные параметры, такие как фон и формы. Для пуантилизма необходим инструмент, позволяющий делать точки постоянного размера. Хотя размер точки может варьироваться, инструменту необходимо многократно воспроизводить один и тот же размер точки. В рамках этого движения можно создавать тени, глубину и градиенты.
Также стоит учитывать, что материал-фон, на котором выполнена работа, должен быть однотонным. Наиболее часто используемые цвета - белый, серый или кремовый. Что касается красок, то чаще всего пуантилисты использовали масляные краски.
Стоит отметить, что огромный вклад в развитие пуантилизма внес французский химик Мишель Эжен Шеврель и его книга «Принципы гармонии и контраста цветов». Работая над парижскими гобеленами, которые необходимо было сделать ярче, он обнаружил, что проблема не в используемых красителях, а в том, как сочетаются разные оттенки. То есть, визуальное воздействие гобелена на самом деле было вопросом оптики, а не химии. Это зависело от сопоставления дополнительных цветов (которые усиливали интенсивность друг друга) – например, синего и оранжевого. Сера и пуантилисты во многом опирались на открытия химика Шевреля.
Выдающиеся художники-пуантилисты
Жорж Сера, выходец из Парижа, известен как основатель неоимпрессионизма. Всю свою жизнь он посвятил живописи и работал с 1878 по 1880 год в Школе изящных искусств.
После научных исследований теории цвета и анализа работ, подобных работам Шевреля, он начал исследовать дивизионизм через рисунок, используя обычный цветной карандаш. Художник проанализировал эффекты, которые могут создавать цветовые компоненты, размещая их рядом в виде маленьких точек. Так и начала появляться новая техника пуантилизма, которая стала одной из величайших областей неоимпрессионизма.
В последние годы своей жизни он много времени уделял поездкам к побережью, что вдохновляло его изображать на своих картинах сцены морских пейзажей. Последняя выставка мастера состоялась в 1886 году.
Поль Синьяк родился во Франции 11 ноября 1863 года. Его первые художественные интересы были сосредоточены на архитектуре, однако в 18 лет он решил посвятить себя изучению живописи. С самого начала карьеры во время своих путешествий по побережьям Европы он начал писать пейзажи. В 1884 году он знакомится с Клодом Моне и Жоржем Сера.
Зная о систематической работе и теории цвета, реализованной Сера, Синьяк стал его главным последователем. Он отказывается от техники мазков импрессионизма и начинает экспериментировать с тем, что позже будет известно как пуантилизм. Во многих произведениях Синьяка изображено побережье Франции.
Вместе с другими художниками, такими как Альбер Дюбуа-Пилле, Одилон Редон и сам Жорж Сера, он основал Общество независимых художников с целью, чтобы живописцы могли публично представлять свои работы без одобрения искусствоведов и жюри. Главный девиз этого объединения – «Ни жюри, ни награды».
Камиль Писсарро в начале своей творческой жизни посвятил себя импрессионизму, а с 1880 года начал интересоваться неоимпрессионизмом, работая с Жоржем Сера. С помощью пуантилизма он начал исследовать повседневные темы с изображениями людей в быту и на работе.
С 1885 года он сосредоточился на практике пуантилизма, а в 1886 году участвовал в выставке с Сера, Синьяком и другими. Многие аналитики были поражены способностью датского художника развивать свое собственное искусство, поскольку его картины пуантилистов сильно отличались от тех, которые он создавал во времена импрессионизма.
Альбер Дюбуа-Пилле был военным и художником-самоучкой, чьи работы находились под сильным влиянием неоимпрессионизма. Несмотря на то, что он не обладал мастерскими знаниями, некоторые из его работ с 1877 года начали принимать на выставки.
Во время работы с Сера он использовал чернила для пуантилистских рисунков. Его собственная квартира служила студией и неофициальной штаб-квартирой группы неоимпрессионистов в первые годы движения.
Альбе был одним из основателей Общества независимых художников в 1884 году. Его работы всегда выставлялись вместе с другими выставками аналогичных художников, и только в 1888 году он провел единственную персональную выставку. Дюбуа-Пилле был одним из первых художников, полностью принявших стиль пуантилизм.Продать на аукционе свои работы мастер не стремился – в 1886 году армия запретила ему участвовать в художественных выставках. Однако вопреки запрету, он продолжал активно заниматься живописью до своей смерти в 1890 году. В честь его памяти Поль Синьяк провел выставку из 64 картин.
Анри-Эдмон Кросс был признанным практиком неоимпрессионизма французской национальности. Он выделялся тем, что был одним из самых актуальных персонажей второй фазы движения. Его настоящее имя было Анри-Эдмон-Жозеф Делакруа, но, чтобы отличаться от известного художника-романтика Эжена Делакруа, он сменил имя на Анри Кросс.
Он перенял пуантилизм из работ своего друга Жоржа Сера, однако строгие параметры этого стиля привели его к разработке новой концепции вместе с Полем Синьяком с вариациями в цвете и формах его применения. Позже эта техника будет известна как фовизм.
Приглашаем вас принять участие в аукционе и купить картины и предметы искусства в стиле пуантилизм. Каждый лот прошел многоуровневую оценку, и лучшие искусствоведы страны готовы поручиться за подлинность каждого произведения. Если у вас есть какие-то вопросы относительно формирования коллекции и сомнения в инвестиционной привлекательности работ, позвольте предложить вам консультацию. Наши эксперты с радостью ответят на все интересующие вас вопросы.