После Октябрьской революции 1917 года в мире русского искусства наступила новая эпоха. По мере того как государство расширяло сферы влияния, и представители власти усиливали контроль над всеми сферами общественной жизни, все больше возникала потребность в пропаганде правильных идей и ценностей. По форме и содержанию государство санкционировало особый стиль художественного выражения – социалистический реализм, продвигающий идеологию полной лояльности режиму. При этом имел значение репрезентативный подход, обеспечивающий одинаковую интерпретацию всеми зрителями. Два разных человека, просмотрев картину, должны были сделать похожие выводы, искусство должно было быть однозначным и доступным для масс.
Художники, которые отказывались следовать требованиям социалистического реализма, не могли быть официально признаны государством. Они творили тайно, сталкивались с бедностью и изгнанием. К 1950 году сформировалось полноценное подпольное течение таких мастеров-оппозиционеров. Неофициальное искусство также называли нонконформизмом. Купить на аукционе работы этого периода стремятся коллекционеры со всех уголков земного шара: особый исторический контекст и идеология протеста делают их востребованными.
Что такое нонконформизм?
Нонконформизм в широком смысле – это отрицание общепринятой идеологии и мировоззрения. Нонконформистом можно назвать, например, Джордано Бруно – своими открытиями он выступил против существующих убеждений, и за это был подвергнут остракизму.
Нонконформизм как течение искусства в СССР сформировался в 50-80 годах. Изначально художники-оппозиционеры не представляли какое-то конкретное движение, стиль их работ разнился. Однако со временем нонконформисты стали основоположниками важных художественных тенденций и получили признание на международной арене. Среди них – Лев Кропивницкий, Оскар Рабин, Лидия Мастеркова и т.д. Стоит отметить, что нонконформисты не были политически несогласными в общем смысле, скорее, это было стремление отстоять свое право на индивидуальное творческое самовыражение.
Нонконформизм известен в мире и как «советский андеграунд», и как прямой наследник русского авангарда. Принято считать, что одним из первых термин «нонконформизм» употребил коллекционер Александр Глезер. Это произошло в 1977 году на парижском альманахе «Аполлон-77».
1977 год, однако, нельзя считать точкой старта протестного искусства. Категоричное датирование и вовсе недопустимо, потому что история диссидентства в Советском Союзе пустила корни значительно раньше. Так, художник Алек Рапопорт говорит, что нонконформизм существовал в стране всегда. Он подчеркивает, что при Сталине это был вопрос тематики и стиля, а позже – вопрос готовности сотрудничать или не сотрудничать с государством, власти которого отчаянно боятся любых неконтролируемых процессов.
Со временем идеология нонконформизма становилась все популярнее и развивалась все активнее. Тяга к свободе, бунтарский дух, возможность творческих экспериментов – все это притягивало художников, и все глубже засасывало в пучину нонконформизма. Продать на аукционе работы в таком жанре, конечно, было невозможным, и мастерам нередко приходилось жертвовать сытой жизнью ради душевных порывов и возможности творить. Изначально единственным возможным видом самопрезентации были так называемые подпольные «квартирники», которые со временем, однако, переросли в фестивали. Мастера прошлого не знали, что в наши дни их работы будут выставляться в самых известных галереях России и мира, и будут уходить с молотка за рекордные деньги.
Характеристики нонконформизма
В отличие от официального искусства СССР, нонконформизм был своеобразным протестом, символом свободы и уникальности личности. В основе идеологии лежало лишь одно – индивидуальные предпочтения, личное понимание художника того, что есть красота и эстетика, что достойно быть искусством. Этот подход делал течение бунтарским – в стране, где принято быть частью системы, винтиком большого государственного механизма, такие вспышки индивидуализма были раковой опухолью.
Для нонконформизма свойственно:
- попытки разрушить каноничность прошлого и настоящего, стремление уйти от традиций;
- стремление показать многогранность человеческих пороков и страстей, отразить глубину чувств и переживаний;
- тотальное отрицание коллективизма;
- использование сложных метафор и ассоциаций.
Большинство нонконформистов творили в жанре абстракционизма. Но если в послевоенной Европе такая художественная форма выступала как демонстрация жажды нового мирового порядка, то в Советском Союзе абстракция была символом индивидуализма.
В 70-е на первый план вышел концептуализм. Этот специфический жанр не отрицает ценность традиционной живописи, но уходит в некую иную реальность. В основе не столько объекты, сколько идеи, которые мастер хочет показать с помощью объектов.
Еще одна характерная черта нонконформизма – стремление вызвать у зрителей сильное экзистенциальное переживание. Это особенно ярко проявлялось в рамках перфомансов.
В рамках нонконформизма появился новый тренд – критика картиной. Художники изобличали и критиковали истинные намерения советского искусства.
Особенности развития нонконформизма
Вплоть до 1932 года государство признавало право художников на свободное творческое самовыражение. В 1932 году было утверждено постановление о перестройке культурных организаций, и всем представителям искусства стало очевидно, что о былой свободе не стоит и мечтать, что художник обязан быть рупором для трансляции правильных ценностей, или не существовать вовсе. Работы, выполненные в неугодном стиле, изымались, а мастера не только не имели никаких привилегий и доступа к широкой аудитории, но и рисковали отправиться в лагеря за антисоветскую деятельность.
Смерть Сталина в 1953 году для одних граждан стала величайшим горем, для нонконформистов – надеждой на художественную свободу. Когда в 1956 году Хрущев выступил с критикой диктатуры предшествующей эпохи, художники-оппозиционеры начали выходить из подполья. Некоторые мастера даже присоединились к таким деятелям, как Андрей Сахаров и Александр Солженицын, позволяли себе провокационные высказывания и не боялись формулировать новые эстетические теории. Этот период в большей степени считают стартом советского нонконформизма.
Оттепель уже началась, но официально по-прежнему был разрешен только соцреализм. Это особенно ярко бросается в глаза, если изучить историю знаменитой Бульдозерной выставки в 1974 году. Тогда работы непризнанных государством нонконформистов были безжалостно уничтожены бульдозерами.
Подавление и контроль продолжались и во времена Брежнева, и Андропова. Однако советское подполье продолжало расширяться и расти, требуя признания общественности. Во многих смыслах 70-е годы стали пиком оригинальности художественных проявлений.
С приходом к власти Горбачева в конце 80-х началась новая эра свободного творческого самовыражения. Парадоксально, но чем больше запретов снималось, тем меньше оставалось желающих творить в рамках нонконформистской идеологии. Диссидентство кануло в лету, а протестное искусство практически исчезло как явление. Концом этой эпохи считают 1988 год, когда картина нонконформиста Брускина ушла с молотка по рекордной цене. С тех пор коллекционеры всего мира еще активнее стремятся купить картины и предметы искусства в стиле нонконформизм.
Выдающиеся представители нонконформизма
Илья Кабаков – один из основателей «Московского романтического концептуализма». Считается одним из самых дорогих художников эпохи. Средняя цена работ Кабакова – полмиллиона евро, рекорд – 6 миллионов долларов (картина «Насекомое», была создана в 1982 году, продана в 2008 году).
Эрик Булатов – представитель соц-арта. Для творчества художника свойственно объединение неких пейзажей и агитационных материалов, вырванных из контекста советских реалий. Такой формат позволяет отразить нелепость тоталитарного мира. Работы Булатова продаются по цене не менее полумиллиона евро. Сейчас художник живет во Франции, но подчеркивает, что его видение мира формирует русская культура.
Оскар Рабин – художник еврейского происхождения, который был лишен советского гражданства. Создает картины в жанре традиционного экспрессионизма, однако с переездом во Францию в 1978 году работы отошли от острой социальной критики в пользу еврейской темы. Самая дорогое полотно Оскара Рабина – «Город и Луна (город соцреалистов), лот ушел с молотка за 337 тысяч долларов.
Олег Целков – художник-экспрессионист, известный своими деформированными, гротескными изображениями человеческих лиц и фигур. Он прибегнул к такому приему в 60-х, и работы стали реакцией на рафинированное искусство, на формальные приемы, принятые в Советском Союзе. Самая дорогая картина Целкова – «Пять масок», ушла с молотка за 440 тысяч долларов.
Если вы хотите выгодно продать картины и предметы искусства в стиле нонконформизм, добро пожаловать в «Русскую антикварную галерею». Мы привлечем к оценке вашего произведения искусства экспертов с безупречной репутацией. Гарантируем прозрачность сделки.
Если вы стремитесь купить произведения нонконформистов, мы готовы предложить большой выбор работ. От эротических зарисовок Колли до многофигурных композиций Чубарова: вы наверняка найдете то, что подойдет именно вам. Добро пожаловать!