Модерн

26 декабря 1895 года предприимчивый арт-дилер по имени Зигфрид Бинг открыл новую галерею на улице Прованс в Париже. Унаследовав семейный бизнес, Бинг всю свою карьеру покупал и продавал французский фарфор. В 1870-х годах он начал интересоваться японской гравюрой, керамикой и предметами искусства. К 1895 году бизнес процветал, и Бингу требовалось место для демонстрации своей прекрасной коллекции.

Он назвал свою галерею «Maison de l'Art Nouveau» как праздник всего нового и новаторского в искусстве. Небольшая галерея дала название новому, осознанно современному стилю декоративного искусства, который начал появляться в Европе и Америке: ар-нуво, что буквально означает «новое искусство», и, фактически, это синоним стиля «модерн». Купить на аукционе модерн можно под именем ар-нуво (Франция), югендштиль (Германия), модернизмо (Испания) стиль либерти (Италия) – речь идет об одном и том же направлении, которое в разных регионах именуют по-разному. В России закрепился термин «модерн».

Когда процветал стиль модерн?

Модерн процветал как стиль с 1890 по 1914 год и это был период великих социальных потрясений во всем мире. Началась новая эра самолетов, пароходов, океанских лайнеров, телекоммуникаций, электричества, индустриализации, урбанизации, секуляризации и демократизации. Скорость перемен была пугающей.

Стиль модерн появился, чтобы отразить эти явления, сделав сознательную попытку вырваться из ограничений прошлого. Это было по-настоящему современное движение, направленное на продвижение вперед, прославление нового и отказ от старого. Такая идеология была особенно резонансной, учитывая, что большая часть искусства 19 века сознательно опиралась на прошлое и историю, была озабочена попытками возродить формы классической Греции и Рима.

Апогей модерна пришелся на, возможно, самый большой праздник современности в мире: Всемирную Парижскую выставку в 1900 году. Мероприятие позволило дизайнерам и технологам продемонстрировать самые инновационные и авангардные работы. Париж в 1900 году был известен тем, что первым продемонстрировал движущийся эскалатор, а также «говорящий» фильм.

На выставке было широко распространено волнение по поводу грядущего века, и именно в этой атмосфере процветал модерн. Продать на аукционе причудливое новаторское искусство и архитектуру пока не стремились, однако ажиотаж был небывалым: со всех уголков земли в Париж приехало более 50 миллионов зрителей. Мероприятие вызвало огромный резонанс.

Несмотря на пьянящую кульминацию на рубеже 20-го века, ар-нуво как тренд просуществовал недолго. Начало Первой мировой войны в 1914 году привело к упадку художественного творчества, и к концу войны о стиле модерн почти забыли.

1920-е и 1930-е годы ознаменовались рождением новых художественных и архитектурных движений, включая ар-деко и баухаус, которые в значительной степени заменили модерн как преобладающий стиль дизайна Запада.

Где распространился модерн?

Хотя Франция во многих отношениях была центром ар-нуво, этот стиль был популярен во всем западном мире. Однако в каждой стране была своя версия движения: региональная интерпретация зависела от влияния местных художественных обычаев и традиций.

В Британии ар-нуво иногда называли стилем Глазго, благодаря популярности дизайнера и архитектора Чарльза Ренни Макинтоша из Глазго. Американцы назвали его «стилем Тиффани» в честь знаменитого стеклодува Луиса Комфорта Тиффани.

Немцы называли движение югендштиль («молодой стиль»), а в Австрии был популярен термин «сецессион» («освобождение»). В Испании это был модернизмо, в Бельгии – «стиль двадцати». Даже во Франции ар-нуво был известен под разными именами.

Что повлияло на стиль модерн?

Стиль ар-нуво не был похож ни на что, что было до него. Но он был вдохновлен идеями, взятыми из широкого спектра художественных движений 19-го века.

Одним из важных художественных факторов, повлиявших на ар-нуво, было движение искусств и ремесел в Англии, возглавляемое писателем и эрудитом Уильямом Моррисом (1834-1896), который способствовал возвращению к традиционному мастерству перед лицом механизированного массового производства.

Дизайнеры ар-нуво, как и последователи движения искусств и ремесел, не видели различия между искусством и ремеслом и создавали красивые декоративные предметы, которые противоречили традиционной иерархии «великого» изобразительного искусства (живопись и скульптура) и «малого» декоративного искусства (мебель и предметы быта).

Подобно дизайнерам декоративно-прикладного искусства, создатели стиля модерн хотели показать, что предметы повседневного обихода, такие как лампы и дверные ручки, могут быть столь же красивы, как великие скульптуры и картины.

Также дизайнеры в стиле модерн находились под влиянием японского искусства, которое начало наводнять европейские рынки после того, как в 1860-х годах были установлены новые торговые связи с Японией.

Мода на японское искусство, известная как японизм, предоставила жителям Запада совершенно иной взгляд на то, каким может быть искусство. В то время как западная живопись часто была трехмерной и использовала техники для передачи эффекта света и тени, японские принты были двухмерными и использовали узоры и блочные цвета. Японские мастера, такие как Хокусай, которые создавали двумерные, ненатуралистические гравюры, стали значительным источником вдохновения для многих художников в стиле модерн.

Наконец, мастеров в стиле модерн вдохновляла природа. Использование естественных форм, включая стилизованные цветочные мотивы, принты с листьями и силуэтами животных, во многом характеризовало стиль. В этом смысле модернисты были связаны с постимпрессионистами, символистами и художниками-прерафаэлитами, все они были заинтересованы в запечатлении мира природы и его форм. В использовании стилизованных природных объектов ар-нуво также имел связь со стилем рококо 18 века.

Каковы технические особенности модерна?

В эстетике ар-нуво была очень важна линия. Будь то в живописи или в производстве мебели, очертания изображений и предметов были центральными элементами. Если вы когда-нибудь принимали решение купить мебель и предметы искусства в стиле модерн, то наверняка обратили внимание на то, что эти очертания имеют форму длинных плавных изгибов, вдохновленных естественными формами. Примером могут быть изгибы ветвей деревьев, стеблей цветов, участков береговой линии и женского тела. Эти естественные линии иногда называют «хлыстовыми линиями»: как и форма, которую создает хлыст в процессе удара, изгибы были извилистыми и динамичными, в отличие от нежных завитков в стиле рококо.

Художники модерна интересовались не только линией, но и цветом. Опять же, здесь оказали влияние сильные блочные цвета японского искусства: дизайнеры в стиле модерн меньше беспокоились о взаимодействии света и тени, и больше - о ярких, насыщенных цветах, создаваемых самой природой. В результате большинство украшений в стиле ар-нуво имеют плоскую перспективу и изогнутые линии.

Как модерн повлиял на декоративное искусство?

Философия ар-нуво считала декоративное искусство равным по важности изобразительному искусству. Многие из самых новаторских произведений искусства в стиле модерн были не картинами, а вазами, лампами, мебелью.

Лидером производства декоративного искусства в Европе была французская мастерская Ecole de Nancy, возглавляемая Луи Мажорелем. Это была группа ремесленников и дизайнеров: коллективное и совместное производство было основной чертой периода модерна.

В Великобритании важным центром декоративного искусства в стиле модерн был лондонский Liberty & Co., которым руководил Артур Либерти. Магазин, который сейчас является известным универмагом на лондонской Риджент-стрит, представил новые украшения в стиле модерн, многие из которых были созданы главным дизайнером магазина Арчибальдом Ноксом. Мастерская стала настолько влиятельной по всей Европе, что итальянцы часто называли модерн «стиль либерти».

Как модерн повлиял на живопись и иллюстрацию?

Не интересовавшиеся традиционным взглядом на живопись, как на высшую форму искусства, художники в стиле модерн были наиболее известны своими декоративными предметами и архитектурой. В отличие от предыдущих художественных течений, живопись не была основным средством выражения эстетики модерна.

Стиль ар-нуво был известен тем, что сделал графику и иллюстрацию более популярными, чем живопись. Это случилось во многом благодаря тому, что иллюстраторы в стиле модерн использовали технику цветной литографии, которая возрождалась с 1870-х годов.

Тем не менее, несколько важных художников того периода были вдохновлены идеями модерна. Из них австрийский художник Густав Климт был, безусловно, самым знаменитым. Климт был особенно известен своими абстрактными изображениями женских фигур и силуэтов, классической чертой дизайна в стиле модерн.

Женские фигуры были интересны художникам и иллюстраторам в стиле модерн, потому что они позволяли им играть с изогнутыми извилистыми линиями, столь характерными для этого стиля. Действительно, на многих иллюстрациях в стиле модерн женская фигура абстрактна и двухмерна, что позволяет сделать больший акцент на очертании и форме. Во многих случаях наблюдается легкий эротический подтекст.

Среди известных иллюстраторов в стиле модерн были Обри Бердслей в Великобритании, Уильям Брэдли в Америке, Анри де Тулуз-Лотрек во Франции и Альфонс Муха в Чехии.

Если вы хотите продать мебель и предметы искусства в стиле модерн, «Аукционный дом №1» ждет вас. Гарантируем объективную оценку и создание комфортных условий для совершения выгодной сделки.

Текущие торги
Архив торгов
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!