Один из отцов постимпрессионизма, Поль Гоген, отстаивал стиль живописи, который он назвал синтетизмом. Гоген верил в использование эмоциональной линии и цвета для изображения сцен, которые были не совсем абстрактными, но и не нарисованными непосредственно с натуры. Он считал, что синтез впечатлений и визуальных элементов (линии и цвета) сформирует более яркую, эмоциональную, впечатляющую работу.
Гоген чувствовал, что озабоченность импрессионистов эффектами естественного света была поверхностной, и стремился наполнить свои работы собственным ощущением предмета и вниманием к эстетическим свойствам своей композиции. Узоры и крупные формы в выразительном цвете, некое ощущение иррациональности – одни из главных признаков, олицетворяющих творчество Поля Гогена, его коллеги Эмиля Бернара и других пионеров синтетизма. Недолговечный стиль был на пике с 1888 по 1894 год.
Метафизический синтетизм, с одной стороны, можно рассматривать как логическое продолжение уже существовавшего синтетизма. С другой стороны – это совершенно новое явление в мире искусства. Сам термин выл создан художником Михаилом Шемякиным около 50 лет назад. Что же такое метафизический синтетизм, и почему некоторые историки искусства отказываются признавать его право на автономию?
Рождение стиля
Михаил Шемякин объяснял появление стиля так: он вместе с единомышленниками стремился привнести в современное искусство нечто новое. В результате долгих поисков чего-то особенного и интересного произошло слияние разных культов: индийских, африканских, австралийских. Это слияние, этот синтез стали причиной появления слова «синтетизм». Так как все изучаемые мастерами течения и их элементы носили оккультный характер, возникло дополнение «метафизический».
Уникальное сочетание реального и мистического, скептицизма и оккультизма – ключевая характеристика стиля метафизический синтетизм. Купить такие работы – значит, прикоснуться к особенному искусству, напоминающему пограничное состояние между сном и бодрствованием. Неподражаемо «шемякинские» картины полны метафор и аллегорий, рассматривая их, легко погрузиться в подобие медитативного состояния.
На сегодняшний день метафизический синтетизм недостаточно хорошо изучен. Это основная причина споров о его статусе в культурном сообществе. Некоторые искусствоведы считают направление полноценным сформированным стилем, другие говорят, что Михаил Шемякин только путает зрителей и его цель – эффектная самопрезентация. Одно можно сказать наверняка: его работы всегда узнаваемы, а проекты априори успешны. С каждым годом инвестиционная привлекательность картин только растет.
Идеология и техника стиля
Последователи Шемякина считают своей главной задачей символизацию прекрасного. Поскольку в основе комбинация разных эпох, культур и художественных стилей, используются особые инструменты. Предлагаются такие способы, как:
- Стихийно-органический. Это формат диффузии, ассимиляции. В качестве примера можно привести слияние византийской и русской культуры. Самостоятельные стили смешиваются, но все-таки остаются органически разными.
- Метафизико-синтетический. Применяя этот метод, художник миксует противоположные по идеологии стили: например, культуру африканских племен и православие.
- Эклектический. Этот подход к творчеству схож с описанным выше метафизико-синтетическим способом. Мастер намеренно вводит инородные элементы в сформированный независимый стиль. К примеру, он может осознанно включить детали абстракционизма в работу в жанре соцреализм.
Своей главной миссией представители стиля считают написание картин как икон. Шемякин считает, что натуралист может копировать, живописец в состоянии анализировать, а вот иконописец способен преображать. Художникам следует стремиться быть иконописцами, творить и преображать с ощущением присутствия Бога.
Характеристики течения
В переводе с латинского языка слово «метафизика» обозначает «то, что следует за физикой». Глобально метафизика – это течение философии, которое изучает первоначальную природу всего сущего. В спектр исследований входят любые явления, лежащие за пределами материального мира: мистику, экстрасенсорику, религиозные переживания. Метафизика опирается на абстрактные размышления и субъективные переживания, а не на доказательственные факты.
Если изучить манифест Шемякина, можно заметить, что среди принципов метафизического синтетизма особое место отводится стремлению синтезировать техники и методы прежних направлений в искусстве, подчинив их общечеловеческим духовным ценностям. Эти ценности вечны: любовь и вера, надежда и милосердие. При этом направление опирается на метафизические, оккультные учения.
Многие ценители искусства отмечают, что метафизический синтетизм и сюрреализм имеют единую природу. Однако это все же разные виды живописи. Сюрреалисты, создавая работу, как правило, обращаются к подсознанию и ищут интересные образы в снах и медитациях. Последователи Михаила Шемякина действуют иначе: они опираются на сознательную работу с культами и архетипами. Их творчество не исключает работу бессознательного и не отрицает сюрреализм как явление, но больше нацелено на логические поиски и аналитику.
Стоит подчеркнуть, что работы в стиле метафизический синтетизм, определенно, нельзя поставить в один ряд с работами Босха. Мастер внес определенный вклад в современное искусство, однако персонажи его полотен обособлены, райские кущи идеализированы, а грешники не могут получить спасение. Метафизический синтетизм не столь радикален.
Некоторые искусствоведы говорят, что стиль берет свое начало от постмодерна. В нем заложена идеология разрушения. Однако в работах Шемякина и его последователей есть немало и от футуристического созидания. И эта бинарность, пожалуй, один из основных признаков метафизического синтетизма.Продать на аукционе такие работы достаточно просто: коллекционеров привлекает, в том числе, уникальное сочетание взаимоисключающих противоположностей. Здесь есть все: и оккультизм, и практичность. В метафизическом синтетизме сплетаются разные направления, течения, идеи, и переходы между границами очень размыты.
Жизнь и творчество Михаила Шемякина
Если вы хотите купить картины и предметы искусства в стиле метафизический синтетизм, вас наверняка интересует личность самого автора концепции и работ. Судьбу мастера нельзя назвать простой. Михаил Шемякин рано стал сиротой, и в его окружении не было людей, которые помогли бы ему проложить путь к Олимпу. Бунтарь по натуре, он был исключен из Ленинградской академии художеств из-за пренебрежения к соцреализму, а позже даже заключен в психиатрическую клинику.
Художник был чернорабочим и не чурался самой грязной работы, порой бродяжничал и даже ночевал в пещерах. Он был классическим диссидентом во всех смыслах этого слова: создавал неугодные власти картины, дерзил работникам КГБ, имел связь с подозрительными иностранными гостями. Шемякина подвергали остракизму и порой весьма жестоко наказывали. Это закономерно: в СССР такое вольнодумие и отказ подчиняться общепринятым нормам не могли пройти бесследно. Дальнейшая судьба обещала быть безрадостной, но мастеру удалось заручиться поддержкой друзей и сбежать во Францию. Благодаря эмиграции он нашел и деньги, и статус, и признание.
Яростная тяга к индивидуализму и пережитые потрясения не могли не отразиться на творчестве художника. В некоторых его работах можно найти черты ванитас – стиля, который заставляет задуматься о неизбежности смерти. На картинах за изображением черепов и скелетов прослеживается само дыхание смерти.
Метафизический синтетизм не стоит на месте, это молодое и динамичное явление, которое постоянно меняется. Новые инструменты находятся постоянно. Например, 16 лет назад Шемякин презентовал работы, в основе которых капли воды. Художник сумел разглядеть в обыкновенных каплях воды на раковине сказочных гномов, очаровательных русалок и другие фантастические образы.
Чуть позже Шемякин нашел вдохновение в незамеченной грани жизни: в мусоре. Он сумел увидеть прекрасное в обыденном, заметить то, мимо чего мы ежедневно проходим мимо, но не обращаем на это внимание. Никому ненужные фантики превратились в персонажей. Так, выброшенный окурок обрел новую форму и стал «Искалеченным», а смятый кусок газеты – «Уличной балериной». Первая серия работ была выпущена в рамках проекта «Тротуары Парижа».
Сотрудничество с нами
Если вы хотите продать картины и предметы искусства в стиле метафизический синтетизм, добро пожаловать в «Русскую антикварную галерею». Сделайте фотографию произведения, которым вы владеете, заполните форму обратной связи и получите предварительную экспресс-оценку стоимости работы. Мы готовы выкупить полотна, рисунки, литографии на самых выгодных для вас условиях. Гарантируем экспертность и абсолютную прозрачность сделки.
Если вы планируете приобрести работы в стиле метафизический синтетизм, приглашаем к сотрудничеству. Наш антикварный салон был создан в 1998 году, и за это время мы накопили огромный опыт в области оценки и инвестирования в антикварные произведения и современное искусство. Вы можете быть уверены в профессионализме консультантов и рассчитывать на помощь в формировании инвестиционно-привлекательной коллекции. Сотрудничество с нами априори выгодно и абсолютно безопасно: мы дорожим своей репутацией.