Лубок – это название особого вида народного искусства, красочная гравюра, сделанная по дереву или меди. Этот вид искусства стал популярен в России в начале 16 века при Иване Грозном.
Одна из самых ранних сохранившихся лубочных картин (1619-1624) представляет собой религиозный сюжет – Успение Богородицы. Содержание лубков изначально было в основном религиозным (они были менее дорогостоящей альтернативой дорогим иконам), но вскоре художники стали изображать самые разные светские сюжеты. Обычно выполненные в трех-четырех контрастных цветах, лубки создавались яркими, веселыми и выразительными, могли содержать как изображения, так и текст. Рисунки при этом были просты, без учета масштаба или перспективы.
Средневековые мемы, первые комиксы – так иногда современники называют лубок. Купить на аукционе такие работы интересно даже людям, далеким от мира искусства. Это связано с особым историческим контекстом: современникам интересно погрузиться в мир наших предков, проникнуться житейскими проблемами прошлого, почувствовать дух народа, познать религиозные верования, старые легенды и особый юмор лубочных гравюр.
Происхождение термина
Никто не может сказать наверняка, как именно появилось слово «лубок», но вероятнее всего, термин связан со словом «луб» – названием внутренней коры липового дерева. Эта кора использовалась на Руси для многих целей: для кровли домов, в качестве материала для изготовления корзин, для производства письменных принадлежностей и т.д.
Поначалу термин «лубок» ассоциировался с низкокачественным народным творчеством, а не с профессиональным искусством. Однако к концу девятнадцатого века этот термин полностью утратил свое унизительное значение. Частично это было связано с изучением этого вида искусства учеными и художниками, а также обусловлено усилиями отдельных коллекционеров.
Исторический контекст
Изначально техника производства была изобретена на Дальнем Востоке, со временем знание распространилось по Европе. На русский лубок существенно повлияли ксилографии и гравюры, созданные в Германии, Италии и Франции в начале 15 века. В начале 17 века на русских прилавках появились первые из этих ксилографий, изображающие святых и библейские сюжеты.
Самые ранние сохранившиеся лубки были напечатаны под Киевом в 1624-1625 году, их заказало русское православное духовенство. Лубки, изображающие православных святых, их чудеса и учения, были очень полезны в нескончаемой вражде с польскими католическими соседями.
Гравюры свободно продавались на рынках, и были особенно популярны среди представителей низшего и среднего сословия. Странствующие разносчики разносили лубки из деревни в деревню. Изделия пользовались спросом во многом из-за того, что стоили недорого, и позволяли украсить жилье без колоссальных затрат.
К середине 19 века буквально каждый крестьянин украсил свой дом лубками. Дети использовали их, чтобы научиться читать. В это время многие известные русские романы и стихи «пересказывались» лубочными полиграфистами, поэтому простые люди узнали Пушкина, Гоголя, Лермонтова. Хотя эти пересказы обычно были примитивными и неточными, простому крестьянину было очень трудно достать настоящую книгу, и это была прекрасная альтернатива. Примерно в это же время появилось переносное значение слова «лубок»: «плохое искусство» или «искусство клише». В них видели пошлость в выражениях, отсутствие перспективы в изображениях, но не замечали смысла, не видели народного духа. Низко-комическое, третьесортное – именно так воспринимали лубок. Продать на аукционе такие работы никто бы не осмелился, да и в принципе вряд ли бы поверил, что со временем это станет возможным. Однако это ничуть не уменьшало интерес к работам, а скорее даже провоцировало – запретный плод сладок. Есть сведения, что даже царская семья приобретала лубки.
В 18 веке Петр Великий понял, что лубочные гравюры можно использовать в целях внутренней пропаганды. Поэтому в 1711 году он создал гравировальную камеру, в которой работали лучшие лубочные мастера того времени. Уже в 1724 году император издал указ о печати лубков с медных пластин.
Это решение облегчало работу художников, так как гравюры на меди были более выразительными и точными, чем гравюры на дереве. С медными пластинами для создания рисунков не требовалось столько усилий: вместо стамески использовались кислоты и иглы, а дефекты можно было исправить с помощью специального лака. Но несмотря на попытки государства контролировать производство лубка, ксилография продолжала неподконтрольно производиться и продаваться на рыночных прилавках. При этом некоторые сюжеты были очевидно оппозиционными, они высмеивали действующий политический строй и решения императора.
Во время русско-японской войны зародился патриотический лубок. Всего за 1904-1905 годы было создано около 300 лубков. Одно из известных сохранившихся изображений – сюжет «Завтрак казака», на котором огромный казак с открытым ртом держит «за шкирку» японского солдата. Сцена дополняется стихами:
Врешь, японская натура,
Не вертись в руках!
Посмотрю, как ваша шкура
Рвется на зубах.
Лубок «умер» в начале 20 века, вскоре после Октябрьской революции 1917 года. Во многом это обусловлено тем, что в деревнях открылись библиотеки и школы, население стало образованным, и примитивные лубки стали ненужными. Однако идеология творчества осталась жива. В конце 19-го века и даже в начале 20-го веков лубки вдохновляли художников группы «Мир искусства», а затем и авангарда, интересовавшихся традициями отечественного народного творчества. Влияние лубков можно увидеть в русском театре начала 20 века, в балетных и оперных постановках, картинах, рисунках и книгах.
Особое влияние этот вид искусства оказал на таких художников, как Мстислав Добужинский, Василий Кандинский и Наталья Гончарова. В 1913 году была организована выставка икон и лубочных картин, которая помогала молодым художникам проникнуться глубиной традиций русского народного искусства.
Особенности лубка
Печать выполнялась быстро. Гравированные блоки из древесины липы вырезали и покрывали краской из смеси сажи и жженой сиены, разбавленной кипяченым льняным маслом. Простые прессы ускорили производство, и целые деревни раскрашивали отпечатки натуральными красками – красными, пурпурными, желтыми и зелеными. На свету отпечатки быстро выцветали – но это не имело большого значения: как уже было сказано выше, лубки были доступны по низкой цене, и ничто не мешало приобрести новые.
Изначально лубки изображали религиозные сцены. Нерелигиозное содержание стало появляться в первой четверти 18 века во время модернизации России Петром Великим. Впервые были созданы изображения крестьян: например, изображались праздничные торжества, а также типичные события из жизни крестьян.
Народные гравюры начали включать бытовые сцены, сюжеты из народных сказок, и даже выполняли роль альманахов и газет. Часто освещались политические или религиозные события, нередко в сатирической форме, из-за чего у художников возникали проблемы с государственной цензурой. Во времена Петра Великого лубки высмеивали его попытки вестернизации, изображая мужчин, отрубающих бороды, или даже самого Петра в роли Антихриста. Один из самых известных лубков петровского времени был напечатан после смерти императора, сюжет назывался «Мыши кота погребают».
Лубки могли представлять собой календари, азбуку, астрологические справочники, руководства, отражающие последние тенденции моды, и рекомендации о том, как выбрать подходящую жену (с инструкциями о том, как достичь счастья и блаженства в браке, заставив супругу подчиниться). Сватовство стало очень популярной темой народной гравюры. Продать картины и предметы искусства в стиле лубок было легко: спрос был огромным. Особенно были востребованы юмористические и ироничные сюжеты.
Лубки также использовались в качестве рекламы и для ознаменования важных событий, включая военные сражения и необычные события. Например, на одном лубке изображено известие об огромном ките, пойманном в Белом море в 1760 году, другой оповещает о появлении кометы в 1769 году. Еще один пример – иллюстрация извержения вулкана Везувий в 1766 году.
Величайшим собирателем и каталогизатором лубков был юрист и историк искусства Дмитрий Ровинский. Его многотомное исследование лубков остается главной работой по изучению этого вида народного творчества.
Ровинский создал первую научную классификацию лубков. Основными категориями, которые он установил, были:
- изображения святых, молитвы, иллюстрации к Библии;
- достоинства и недостатки женщин;
- обучение буквам и числам;
- детские сказки, мифы, легенды, романы;
- популярный отдых (гуляния на Масленицу, различные застолья);
- календари;
- народные танцы, музыка, театральные постановки;
- сатира, посвященная правлению Ивана Грозного и Петра Великого;
- сатирические сюжеты, адаптированные из иностранных источников;
- информация от государства, включая пропаганду и новости.
Лубки охватывали самые разные темы: от священных до мирских. По сути, это полноценное СМИ прошлого. Если купить картины и предметы искусства в стиле лубок, можно не только стать обладателем произведения искусства, но и почувствовать «пульс» России, соприкоснуться с чем-то исконно русским. Лубки – одни из главных свидетелей перемен, символы целого исторического пласта. «Аукционный дом № 1» приглашает вас ознакомиться с этими выдающимися образцами народного искусства.