Классицизм

Классицизм –  это художественное и культурное движение, расцвет которого пришелся на период с 1750 по 1820 годы. Стиль сформировался под влиянием эстетических и философских ценностей римской и греческой античности, отсюда и происхождение его названия. «Классицизм» происходит от латинского «classicus», что означает «первоклассный» или «образцовый». Этот термин впервые был использован в эпоху Возрождения.

Сегодня слово «классицизм» порой используют и по отношению к искусству, восходящему к 5-му веку до нашей эры, и к греческому искусству, и к академическим картинам 19 века, и к неоклассическим произведениям конца 18 века. На протяжении всей истории искусства действительно происходило постоянное колебание маятника между исследованием новых форм и возвращением к греческой референции.

Но классицизм как сформированный стиль относится именно к периоду 17-19 веков. В его основе лежат идеи античности и философия Декарта. Человек освобождается от религиозного влияния, личность объявляется высшей ценностью бытия. Строгие каноны, общественно-воспитательная функция – еще одни характерные признаки стиля классицизм. Продать на аукционе такие работы несложно: их с удовольствием приобретают не только знатоки искусства, но и коллекционеры, которым просто близка такая философия.

Зарождение классицизма

В конце средневековья, в 15 веке, началась медленная трансформация культурных ценностей, продолжавшаяся до 17 века. Классицизм сформировался в период между движениями барокко и романтизма во второй половине 18 века, когда произошла серия исторических событий, которые коренным образом изменили социальную парадигму (например, Французская революция 1789 года).

Трансформация заключалась в возрождении классических идеалов, которые были приняты в качестве эстетических и философских моделей. Преобладающая религиозная доктрина была отложена в сторону, чтобы отдать приоритет истории и персонажам греческой мифологии.

Сначала идеалы классицизма преобладали в протестантских странах и во Франции, преимущественно католической. По мере того, как они становились более распространенными, пионерам движения удалось отбросить сложный стиль движения барокко, который преобладал в Европе, особенно в католических странах, таких как Испания и Италия, и добиться известности и признания.

Характеристики классицизма

Классицизм был призван подчеркнуть «совершенство человеческих существ». Он продемонстрировал тенденции перфекционизма в изображении человеческой фигуры. Для направления также свойственно следующее:

  • Вдохновение черпается в моделях и произведениях античности, например, в произведениях Гомера, Горацио и Феокрита.
  • Стиль полностью рационалистичен и подавляет все образные идеи. Физические особенности человека превозносятся, реалистичное изображение становится идеалом.
  • Классицизм стремится к простоте, лаконичности и поддержанию ясности. Никаких абстракций, это подлинное, максимально реалистичное фигуративное искусство.
  • Обучающий характер. Классицизм всегда стремился сохранить педагогический подход в своих произведениях, поскольку он фиксирует важные факты истории, известных людей, литературные произведения и архитектуры прошлых эпох. Если вы решили продать картины и предметы искусства в стиле классицизм, обратите внимание на сюжет работы: какую воспитательную функцию он несет?

Живописное течение классицизма возникло как контраст стилю барокко и маньеризму. Вначале он столкнулся с серьезной неудачей – существованием небольшого количества античных картин в качестве ориентира для подражания. Именно поэтому преобладают изображения, навеянным скульптурой, с минимальным интересом к отражению света.

Король Людовик XIV представлял классицизм как искусство «безупречного вкуса», а художник Шарль Лебрен определил его как официальный стиль своего времени. Был сформулирован определенный перечень требований к работам:

  • Пространство построено на следующих друг за другом плоскостях.
  • Преобладание значимости рисунка над важностью цвета.
  • Завершенность работы, наличие единого центра композиции.
  • Ключевые темы – мифология, история, человеческая фигура.

Некоторые художники модернизировали пейзаж, представляя его в эстетике классицизма уравновешенно и безмятежно, при этом не теряя ни в лаконичности, ни в эффектности.

Классицизм в разных сферах искусства

Классицизм освещал великие дела и мифологические сюжеты. При этом стиль представлял исторические и мифологические события трезво, рационально, без преувеличения и обожествления. В живописи и скульптуре он подавлял все воображаемые идеи, и главной целью было подчеркнуть гармонию человеческого тела. Литература основывалась на повествовании исторических событий, описании судеб выдающихся личностей и имела образовательный контекст. В пьесах воссоздавали трагические или героические сюжеты греко-римской древности, основанные на священных ритуалах и отношениях с божествами.

Главный представитель музыки классицизма – Вольфганг Амадей Моцарт. Утонченный стиль с гармоничными мелодиями, которые соблюдают сбалансированную и упорядоченную структуру, обычно четыре или восемь тактов: музыкальный ритм был мягче, чем в стиле барокко.

Возникла комическая опера, сочетающая музыку и театр с аргументами, относящимися к темам повседневной жизни, довольно комичного и трагического характера. Сформировался оркестр как характерный элемент классического музыкального стиля. Он состоял из группы, включающую секцию струнных (скрипки, альты, виолончели и контрабасы), духовых (флейты, гобои, кларнеты, фаготы, валторны), ударных (литавры, тарелки) и дирижера.

Главный представитель скульптуры классицизма – Давид Микеланджело. Гармония человеческого тела была фундаментальной ценностью классической скульптуры.

И живопись в стиле классицизма, и скульптура характеризовались гармоничными, сбалансированными изображениями, которые уважали чувство меры, особенно в отношении исторических событий и мифологических сцен. Гармония и идеализированные формы человеческого тела в том виде, в каком они были уловлены греками и римлянами, были главной осью классицизма.

Эстетика классицизма была похожа на эстетику предшествовавшей ей барочной живописи, но они различались тем, что представляли. Искусство барокко больше отдавало предпочтение эмоциональному, а не рациональному, чтобы воздействовать на чувства наблюдателя. А искусство классицизма, напротив, пыталось порвать с чувственной и преувеличенной идеологией, чтобы лучше представить реальность и выделить мифологические концепции над католической религией.

Выдающиеся представители классицизма

Николя Пуссен был французским художником, стиль которого отражал французское барокко с примесью классицизма. Большая часть работ Пуссена была тесно связана с религией, основную часть жизни он провел, работая над религиозными произведениями в Риме. Кроме того, у мастера была страсть к мифологии, и он продал множество своих работ итальянским и французским коллекционерам мифологических и религиозных картин.

Работы Пуссена пользовались спросом: он стал настолько известен, что французский король Людовик XIII и кардинал Ришелье наняли его в качестве главного придворного художника. Однако живописцу не нравилось ощущение зависимости и невозможности творить так, как хочется, а не так, как желает заказчик, и вскоре он вернулся в Рим, чтобы работать над более традиционными картинами в стиле классицизма. Купить на аукционе его произведения мечтают коллекционеры всего мира. В числе самых известных работ – «Царица Зенобия, найденная на берегах Аракса», «Зима. Всемирный потоп», «Семь таинств: крещение», «Похищение сабинянок». За выдающийся талант живописца прозвали французским Рафаэлем.

Еще один художник французского классицизма, Шарль Лебрен, вместе с Пуссеном внес огромный вклад в развитие стиля. Лебрен работал в Риме под руководством Пуссена четыре года, и в тандеме мастера фактически сформировали ключевые нормы классицизма.

Лебрен настаивал на создании Французской королевской академии живописи и скульптуры, и был без колебаний избран одним из двенадцати человек, возглавляющих академию. Он стал одним из самых влиятельных художников классицизма, и его самые известные произведения искусства включают портреты Людовика XIV, работы «Въезд Александра Македонского в Вавилон», «Королева Персии у ног Александра», «Апофеоз Людовика XIV».

Генрих Фюгер – ведущий представитель немецкого классицизма. Его имя и слава быстро достигли венских дворов. Здесь Фюгер работал придворным художником при короле и даже был назначен вице-директором знаменитой Венской академии изобразительных искусств.

Самые известные работы художника – «Убийство Цезаря», «Купание Вирсавии», «Прощание Кориолана», «Смерть Германика». Фюгер также любил писать портреты, и некоторые из его самых известных работ включают портреты императора Иосифа II, Горацио Нельсона, королевы Неаполя Каролины, великой герцогини Елизаветы Вильгельмины Вюртембергской и многих других.

Если вы хотите купить картины и предметы искусства в стиле классицизм, «Аукционный дом №1» станет вашим надежным партнером. Безупречная репутация и тысячи благодарных коллекционеров по всему миру – лучшее доказательство нашей компетентности. Гарантируем подлинность работ и самые выгодные условия сделок.

Текущие торги
Архив торгов
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!