Стиль директории – это стиль дизайна интерьера, простирающийся от Великой французской революции 1789 года до основания Первой империи (1804 год, коронация Наполеона Бонапарта). Сам термин произошел от короткого правления Директории – с 1795 по 1799 год. В то время произошел очень заметный прорыв в технике изготовления мебели.
Отмечая переход между стилями Людовика XVI и ампиром, направление отличается сдержанной обработкой и простыми формами. Сдержанные изгибы и прямые линии сочетаются в элегантном тандеме, стиль предвосхищает появление ампира, но при этом не обладает свойственной ему тяжеловесностью, остается более изящным. Умеренность и простота, не лишенная элегантности и «изюминки» – так можно охарактеризовать директории. Купить на аукционе работы в этом стиле – правильное решение для тех, кто не любит чрезмерной помпезности, но не отказывается от элегантного шика.
Исторический контекст
Революция привела к упразднению торговых гильдий, они были фактически отменены в 1791 году. Это означало, что правила, на основании которых корпорации контролировали обучение ремесленников, их ученичество и их товарищеские отношения были отменены. Теперь ничто не препятствовало свободному производству промышленных товаров или соответствующей торговле. С этой даты искусство роскоши начало приходить в упадок – больше не существовало аристократической клиентуры, и в результате мебель упрощалась. Однако эта тенденция длилась недолго.
Директории не образует независимую сущность, но должен быть определен как явление перехода, связывающее стили Людовика XVI и Наполеона Бонапарта. Он родился на стыке времен, в момент решающих исторических событий и объединил уникальные элементы предшествующего и последующего стилей. Коллекционеры всего мира мечтают купить мебель и предметы искусства в стиле директории не только из-за эстетической и инвестиционной привлекательности изделий, но и из-за интересного исторического контекста. Произведения были и остаются одним из ключевых элементов переходного времени, символом и свидетелем смены эпох.
Характеристики директории
Многие изделия, принадлежащие к стилю директории, продолжают классические традиции Людовика XVI, но с более строгой обработкой. В формах кривые гармонируют с прямыми линиями. Стиль директории предвосхищает ампир, но мебель более изысканная, убранство орнаментов не столь роскошно, наблюдается переход к минимализму.
Во времена Директории увлекались всевозможными аллегориями, а потому революционные символы вторглись и в мебель, и в настенный декор, и текстиль. Среди них фригийский колпак (свобода), сложенные руки (братство), пики (равенство), глаз, вписанный в треугольник (разум), три ордена нации, а именно крест (духовенство), меч (знатность) и лопата с фригийским колпаком (третье сословие) и т.д. Позже во внутреннем убранстве появляются символы, связанные с войной и победой: фигуры с распростертыми крыльями, гербы с орлами.
Еще одним декоративным мотивом были фасции – связка березовых прутьев, иногда увенчанная топором. Этот символ использовался в Римской республике для обозначения власти и силы через единство – один палка легко ломалась, а связка прутьев была несокрушимой. Аналогичное значение элемент имел и при Французской революции, символизировал неделимость французского народа в условиях новой республики.
Что касается используемых материалов, то стиль директории – это, определенно, царство красного дерева. Хотя можно также отметить применение древесины ореха и некоторых фруктовых деревьев. При этом учитывается игра цветов, мастера нередко намеренно создавали контраст между светлым и темным деревом. Орнаменты в основном были выполнены из бронзы.
Одни из самых роскошных интерьеров последних лет республики – салон мадам Рекамье. В интерьере были изготовленные из красного дерева сиденья и кушетки с широкими изгибами, убедительно напоминающие их греческие модели. Мебель отличалась экстравагантными украшениями, как археологическими, так и символическими: римские мечи, молния Юпитера, крючковатые лапки животных и львиные морды. При этом общий стиль оставался довольно сдержанным, преобладали лаконичные линии.
Некоторым предметам мебели придавали новые формы: например, стулья оснащали ножками с саблевидной кривизной. Подлокотники часто оканчивались навершиями со спиралями, их украшали в месте соединения со спинкой скульптурной раковиной. Подлокотники имели форму балясин или колонн, иногда за основу брали силуэт крылатого сфинкса. Резные орнаменты состояли из рельефных нитей, а одним из наиболее часто повторяемых мотивов Директории стал ромб. Мебель обычно покрывали лаком в оттенках бело-серого, бледно-голубого или водно-зеленого, с добавлением позолоты или контрастных тонов, часто в оттенках помпейского стиля.
Менее дорогой шпон инкрустировали простыми контрастными древесными элементами, заменяющими маркетри. Линии подчеркивали геометрические формы, вдохновленные греко-римской древностью. Чистые формы, прямые линии, простые кривые, плоские поверхности и острые углы – основа Директории. Продать на аукционе такую мебель легко: коллекционеры всего мира стремятся заполучить эти произведения искусства.
Новый дизайн для повседневной мебели
Самый символичный предмет мебели директории – кушетка. Кроме того, в период расцвета стиля появился низкий буфет. Этот предмет мебели идеально воплощает в себе дух простоты, который свойственен директории. Изящные и функциональные, низкие буфеты с 2 или 3 дверцами – новые комоды были элегантны и очень практичны.
Также в период правления Директории появилось курульное кресло. Создавая это инновационное решение, краснодеревщики на 100% черпали вдохновение в старинном стиле. Такая мебель была в Древнем Риме символом власти, и в кресле начала 19 века вполне можно представить римского консула в тоге. Курульное кресло быстро стало одним из знаковых предметов мебели того периода и последующего стиля ампир.
Выдающиеся мастера
Художник Жак Луи Давид сделал больше, чем кто-либо другой, для установления этого нового направления. Он разработал серию предметов – более или менее точных копий греко-римских моделей. Среди этих предметов были курульные кресла из красного дерева с X-образным основанием и изящная кушетка с чистыми линиями, на которой Давид изобразил мадам Рекамье (картина «Портрет мадам Рекамье»).
Гийом Бенеман был выдающимся французским мебельщиком немецкого происхождения. Изначально он занимал должность придворного поставщика мебели – создавал изделия в стиле классицизма для Людовика XVI. В годы революции производил строгие и массивные корпуса, в которых темная тональность красного дерева сочеталась с изящными оправами из позолоченной бронзы в стиле директории. Мастер был официально нанят императором для переработки мебели с маркетри и позолоченными бронзовыми накладками, чтобы уйти от «эмблем феодальности». После окончания периода Директории он наслаждался новым периодом успеха при Империи, перейдя на создание работ в стиле ампир.
Жорж Жакоб – основатель целой династии мебельщиков. Он был одним из первых краснодеревщиков во Франции, который широко использовал красное дерево и преуспел в изготовлении резной деревянной мебели, особенно стульев. Жакоб родился в бургундской крестьянской семье, переехал в Париж в 16 лет и, как полагают, поступил в ученики к Луи Делануа. Он делал стулья в стиле рококо для Марии-Антуанетты и других членов королевской семьи, но стал более известен после революции. С помощью художника Жака-Луи Давида он получил особое поручение: изготовить мебель для революционного Комитета общественной безопасности. Изделия были выполнены в стилистике директории. Последующая слава и признание мастера в основном были связаны с произведениями, которые он сделал для Бонапарта в конце своей карьеры.
Сотрудничество с «Аукционным домом №1»
Из-за очень короткого исторического периода, в течение которого были изготовлены предметы мебели в стиле директории, их немного. Это делает изделия довольно редкими на рынке, обеспечивает высокую ценность, и, соответственно, немалую стоимость. Если вы хотите продать мебель и предметы искусства в стиле директории, мы готовы предоставить максимально выгодные условия. К оценке произведения будут привлечены лучшие российские эксперты, и вы сможете оперативно узнать реальную рыночную цену произведения. Гарантируем объективность и абсолютно прозрачные условия сделки.
Если вы, напротив, планируете пополнить свою коллекцию изделиями в стиле директории, также приглашаем к сотрудничеству. Каждый лот прошел многоуровневую оценку, и подлинность произведений подтверждена документально. Будем рады, если вы примете участие в наших аукционах и подберете произведение, которое станет достойным украшением вашей коллекции.