Готика – стиль, который доминировал в Европе на протяжении всего позднего Средневековья, начиная с 12-го века и до 16-го века. Этот стиль зародился в Иль-де-Франс, районе вокруг Парижа, и быстро распространился по Франции и остальной Европе. Готическому стилю предшествовал романский стиль, на смену ему пришел Ренессанс.
Первоначально готика процветала в архитектуре и стала в первую очередь ассоциироваться с религиозными зданиями – элементы стиля можно найти в соборах по всей Европе. Затем готика распространилась, чтобы охватить светские здания, включая замки и дома знати, а также живопись, скульптуру, мебель и интерьеры. Стиль начал восприниматься как синоним монументальной красоты. Высокие здания со шпилями и обилием замысловатых деталей стали главными ассоциациями при слове готика. Купить на аукционе изделие в таком стиле – значит, прикоснуться к атмосфере величественного, монументального, таинственного.
После того, как энтузиазм по поводу готического стиля пошел на убыль в 16 веке, он был возрожден в 19 веке в викторианский период. Это возрождение затем вошло в историю как неоготика, готическое возрождение или викторианская готика.
Откуда произошло слово «готика»?
В Средние века готический стиль был известен как opus francigenum (французское произведение) из-за своего происхождения во Франции. Первое применение слова «готика» для этого стиля произошло гораздо позже в качестве уничижительного описания, и именно этот термин прижился.
Слово имеет отношение к готам, варварским племенам, которые, скорее всего, пришли из Скандинавии или Германии. Готы несли ответственность за разграбление Рима, сердца Римской империи, в 410 году нашей эры, и сыграли большую роль в падении империи в 476 году нашей эры. Затем они пришли к власти по всей Европе, а с 15-го века эрудированные итальянские историки эпохи Возрождения объявили их главными виновниками в уничтожении наследия Римской империи.
Термин «готика» был впоследствии придуман критиками, жившими в эпоху Возрождения. Они ассоциировали стиль с готами-варварами – грубыми, уродливыми и безвкусными разрушителями. Готический стиль на самом деле не имел ничего общего с готскими племенами, и это слово со временем утратило свои уродливые варварские коннотации. Купить картины и предметы искусства в готическом стиле мечтают многие коллекционеры, и это во многом обусловлено тем, что произведения отличаются изысканной красотой и эстетикой.
Исторический контекст
Готика возникла как архитектурный стиль католической церкви, становившейся все более влиятельной. В период позднего Средневековья Европа претерпела значительные изменения границ, что привело к появлению новых наций, которые все находились под эгидой католической церкви. Развивающиеся страны ознаменовались появлением новых городов, поселков и меняющейся демографией, а благодаря значительным технологическим достижениям в области каменной кладки и строительных технологий здания могли становится масштабнее, выше, грандиознее.
Католические священники хотели построить огромные новые церкви для поклонения и продвижения религиозных догм. Создавая новые здания, они отреагировали на мрачное, богобоязненное чувство религии, которое доминировало в Средние века. Люди обращались к поклонению, чтобы подготовиться к зловещему судному дню или катастрофическим переменам. А готический стиль выражал эту апокалиптическую «тревогу тысячелетия», и, набирая обороты в течение следующих ста лет, включил в себя множество элементов, разработанных для защиты от злых духов и напоминающих о значимости праведной жизни. Зрители должны были чувствовать приближение кары Господней и думать об ужасах, которые могли случиться с теми, кто избегал католической веры. Готика стала идеальным инструментом выражения этих идей.
Какое влияние готика оказала на скульптуру?
Скульптура как форма искусства оказалась под сильным влиянием готики. Одним из наиболее распространенных типов скульптур в готическом стиле были ряды фигур, часто святых или важных религиозных деятелей, включенные в фасад собора по обе стороны дверей. Эти фигуры часто показывались в движении, которые позволяли неграмотной средневековой публике легко их идентифицировать. Именно благодаря использованию этих элементов готические здания выглядят богато украшенными.
Важным типом готической скульптуры являются горгульи – маленькие гротескные фантастические существа, которые часто использовались для маскировки элементов водопровода и водосточных труб. Горгульи могли выпускать воду изо рта в разные стороны, чтобы разделить поток падающей дождевой воды. Некоторые такие скульптуры имели юмористический вид, другие были созданы с угрожающим, устрашающим видом – чтобы отогнать злых духов.
Помимо внешнего фасада, внутреннее убранство церквей и соборов также включало скульптуры. В основном они были фигуральными и изображали религиозные сцены. Некоторые статуи были переносными. Небольшие резные фигурки создавались как религиозные сувениры и элемент паломничества к определенному святилищу. Часть этих небольших статуэток предназначалась для ношения на теле, а некоторые могли служить алтарем в частном доме.
Как готика повлияла на живопись?
Готический стиль изначально практически не влиял на живопись. Активное воздействие началось примерно через 50 лет после появления готической скульптуры и архитектуры. Готическая живопись находилась под сильным влиянием предшествующего романского стиля. Композиции оставались упрощенными, с яркими, контрастными цветами и фокусировались на религиозных предметах и изображениях. Постепенно фигуры стали более оживленными и эмоциональными, а архитектурные элементы картин стали напоминать готическую архитектуру.
Одной из наиболее важных форм готической живописи были рукописи, которые часто представляли собой религиозные тексты, известные как «иллюминированные рукописи». Это были книги, иллюстрированные религиозными сюжетами и декоративными изображениями, используемыми в качестве инструмента пропаганды и поклонения. Как правило, они содержали молитвы, которые необходимо произносить в разное время суток и информацию о святых.
Некоторые из лучших иллюстрированных рукописей были украшены сусальным золотом и множеством ярких пигментов и красок, которые в то время были очень дорогими и редкими. Некоторые рукописи иллюстрировались черно-белыми рисунками.
Алтарь и панно были еще одним важным аспектом готической живописи. Алтарь часто состоял из двух панелей, известных как диптихи, или трех панелей, известных как триптихи. На этих панно и запрестольных образах в основном изображались сцены из Библии, они были сделаны для церквей, соборов, аббатств и монастырей. Очень богатые люди могли позволить себе небольшие панно или даже диптихи или триптихи для личного использования. Что примечательно, нередко владелец изображался на панелях вместе со святыми или Богородицей, и это вписывалось в рамки идеологии готики.Продать на аукционе такие работы можно за немалые деньги – это вызвано большой редкостью изделий.
Фрески, нарисованные непосредственно на оштукатуренных стенах, также стали важным аспектом живописи в готическом стиле. Такой вид искусства распространился по Франции и всей южной Европе для изображения святых и религиозных сцен в интерьере церквей. Художники продолжали старую христианскую и романскую традицию, адаптировав ее к новому готическому стилю.
Неоготика
Готический стиль позднего Средневековья потерял свою популярность в пользу эпохи Возрождения, которая охватила Европу с 16 века. Однако движение не исчезло в никуда, и, как уже было сказано выше, позже стало известно как неоготика, или викторианская готика. Период расцвета пришелся на 1830-1900 годы.
Мастера неоготики были вдохновлены зданиями 12-16 веков, и включали в современные здания многие архитектурные элементы прошлого. Кроме того, наблюдался огромный интерес к средневековому рыцарству. Рыцари и принцессы из романтических сказок определяли немалую часть веяния, эстетика этих фантазий находила воплощение в рамках пластического и декоративно-прикладного искусства.
Как готика повлияла на мебель и интерьер?
В 19-веке было построено немало значимых религиозных и светских зданий в неоготическом стиле. Внутреннее убранство сооружений также отвечало этой эстетике. Неоготические интерьеры включали резные деревянные панели или расписные фрески с готическими мотивами вместо резьбы по камню. С помощью штукатурки и специальной техники окрашивания создавались такие конструкции, как остроконечная арка и ребристые сводчатые потолки.
Многие предметы мебели и декора были созданы в соответствии с принципами готического дизайна, а некоторые работы даже напоминали миниатюрную церковь или собор в знак уважения к историческим средневековым шедеврам. Мебель, в основном сделанная из дерева, украшалась замысловатой резьбой, часто расписывалась сложными сценами со множеством деталей и геральдическими мотивами. Некоторые владельцы таких изделий утверждают, что продать картины и предметы искусства в готическом стиле – настоящая мука. И нет, не потому что сложно найти клиента для совершения выгодной сделки (коллекционеры охотятся за такими лотами), а потому, что эти произведения искусства очень красивы. Чуть мрачноватая элегантность, чувственность, изысканность – эстетика готики покоряет многих.