Невероятно яркие пейзажи, напоминающие красочное лоскутное одеяло – первая ассоциация, когда речь идет о владимирской школе живописи. Купить на аукционе такие работы стремятся не только наши соотечественники: несмотря на региональное происхождение (город Владимир), стиль вышел далеко за пределы России и широко известен во всем мире. Направление прочно утвердило себя в искусстве примерно в 1970-е годы и считается одним из главных сокровищ художественной национальной школы.
Исторический контекст
Сразу через год после образования Владимирской области в 1944 году было сформировано одноименное отделение союза художников Советского Союза. Художественные победы давались непросто: мастерам приходилось преодолевать многочисленные бюрократические проволочки. Поскольку единственной допустимой формой искусства был соцреализм с его идеологической направленностью и холодной торжественностью, яркие полотна противопоставлялись актуальным однотонным работам. Арсенал художественных средств был строго ограничен, и давление партии было ощутимым: пробиться на выставки и заявить о себе миру было очень сложно. Изначально колорит работ основывался на сближенных тонах, это был свободный от политической пропаганды пейзаж, чистый и созвучный идее протеста официальным формам. Стиль не считали откровенно запрещенным и не относили к нонконформистскому движению, но и от классического соцреализма он отличался.
К концу 40-х годов школу покинули мастера из первого поколения владимирских художников. Куликов, Врягин, Клыков, Котягин, Мазин, Рохлин: от специфического стиля отказывались те самые мастера, которые во многом заложили его основы. Однако в союз художников вступали новые представители. Накопленный опыт, творческая атмосфера и яростное желание добиться успеха к 50-м годам начали давать поразительные результаты.
Прорыв в искусстве совершили бывшие фронтовики. Именно им удалось сформировать ту самую непревзойденную, колоритную, самобытную владимирскую школу живописи. Важной вехой в развитии стал 1948 год, когда на областной выставке свои работы представили Николай Шишаков, Игорь Балакин, Ким Бритов. Неожиданно пейзажи владимирцев заметили: зрители и критики обратили внимание на их уникальный колорит. Спустя год к этим мастерам примыкает Владимир Юкин.
Начинается новая эра: группа художников владимирской школы набирает популярность и получает возможность постоянного участия в республиканских выставках в Москве. Это уже был огромный успех. О том, что сформировалась новая молодая, но уже самодостаточная школа живописи, начали говорить в 1960 году, когда трое из владимирских художников (а именно Ким Бритов, пейзажист Владимир Юкин и Валерий Кокурин) приняли участие в выставке «Советская Россия». Историки искусства отметили наличие общей эстетики и единого творческого метода, несмотря на индивидуальность каждой из работ.
Это был художественный бунт против серости и мрачности, за что стиль чуть было не объявили формализмом. В 1964 году искусствовед Нордштейн упрекала мастеров в трафаретности и отказе от многообразия мира, утверждала, что стиль ведет к сужению творческих горизонтов. Председатель Союза художников Коржев выступил с речью, что быстро обретенная популярность привела к тому, что владимирцы топчутся на месте и бесконечно «пережевывают» одни и те же мотивы, критиковал школу за отсутствие стройной художественной программы и утверждение новых принципов.
Но стилю удалось выстоять и доказать свое право на жизнь, и в 70-е на фоне общего застоя владимирская живопись расцвела всеми своими яркими красками. Выросла целая плеяда мастеров, отдававших предпочтение стилю: Калинин, Модоров, Хамков, Кувин, Холин, Титов, Фомюк и другие.
В 1974 году вышла монография Ольги Вороновой «Владимирские пейзажисты», которая подвела итог художественной деятельности мастеров и выделила ключевые принципы стиля. Эта работа показала значимость направления и вынудила многих критиков взглянуть на картины под другим углом.
В 1980 был издан альбом репродукций Юкина. Появились журналы и монографии, публикующие работы владимирцев. Слава стиля росла, а методология пополнялась новыми формами.
Причудливая смесь фольклора, самобытности из самой глубины веков и традиции русского пейзажа – так говорили о работах владимирской школы живописи. Продать на аукционе такие произведения в наши дни можно за немалые деньги. Выдающиеся работы адептов стиля хранятся в Третьяковской галерее, Государственном русском музее и многочисленных частных коллекциях по всему миру.
Характеристики стиля
Среди всего многообразия стилей и течений владимирская школа живописи отличается особыми характеристиками. Работы можно опознать по:
- оптимистичной атмосфере;
- ярким и насыщенным чистым цветам;
- плоскостному изображению;
- нарочитой декоративности;
- крупным мазкам;
- простоте композиции;
- выпуклому грунту;
- нередко завышенной линии горизонта;
- изображению типичных объектов: природы, церквей, деревушек, старинных улочек.
Некоторые зрители говорят, что владимирская школа живописи ассоциируется с чем-то нарочито провинциальным, раскрашенным в яркие тона. И в этом нет какой-то негативной коннотации: работы и впрямь отображают простую деревенскую жизнь с ее самобытностью и оригинальностью. Иностранные коллекционеры нередко видят в таком подходе к искусству особую экзотику.
Жизнь российской глубинки – главный источник вдохновения владимирцев. Крохотные деревушки и райцентры, рынки и поля, леса и улицы – все это находит отражение в их творчестве. Художники видят в тихой провинциальной жизни оптимизм, брызжущий энергий и яркими красками. Если купить картины и предметы искусства в стиле владимирской школы живописи, сложно не проникнуться этой философией позитива и счастья, которое заключено в простых мелочах. Здесь нет никакой урбанистики, тяги к обретению вечной жизни за счет средств научно-технического прогресса, свойственного космизму. Здесь нет загадочности и неоднозначности абстракционизма. Работы перекликаются с идеологией дауншифтинга – философией отказа от чужих навязанных целей и стремления к простоте и свободе. Картины можно поставить в один ряд с образом жизни, о котором говорил еще Эпикур: сarpe diem, что в переводе с латинского означает «Лови день!». Жить настоящим, ловить момент, чувствовать радость в каждом текущем моменте, наслаждаться священной простотой – главные эмоции, транслируемые стилем.
Владимирская живопись, как правило, основана на необходимости выстраивать композицию довольно строгим способом. Работа с «открытыми» тонами отображается на особенностях передачи пространства, и классическая техника ослабления насыщенности цвета с помощью размывки или разбеленности может нарушать единство и гармонию цветового решения. Именно поэтому на полотнах обычно задний план почти так же интенсивен в плане цвета, как передний, а центральный узел (здание, дерево и т.д.) самый яркий. Художники-владимирцы не страшатся использовать однотонные цветовые пятна и гармонично развертывают их на холсте.
Еще один характерный прием – завышенная линия горизонта. Такой прием позволяет усилить ощущение декоративности. Обычно небу на полотне отводится самая скромная роль: это либо узкая полоса под рамой, либо небольшие участки, проглядывающие между деревьями и домами. Его может не быть вовсе. А вот земля – это подлинный цветочный ковер, на котором здания и деревья нарисованы словно ярусами. Мазки энергичные, крупные и широкие.
Владимирскую школу часто называют сплавом традиционного русского искусства и пейзажной техники. Мастерам удалось объединить приемы народного промысла и пейзажных традиций. Наблюдая яркий калейдоскоп полотен, можно увидеть черты лаковой миниатюры и искусства иконописи. В некоторой степени владимирскую школу живописи можно рассматривать как отсылку к неорусскому стилю с его стремлением возродить все исконно русское, национальное, родное.
Преимущества сотрудничества с нами
Если вы хотите продать картины и предметы искусства в стиле владимирской школы живописи, мы готовы предложить прозрачные и выгодные условия. К оценке будут привлечены опытные историки искусства, в арсенале которых сотни и тысячи проведенных экспертиз.
У нас также можно приобрести работы художников-владимирцев, в галерее представлен большой выбор полотен Кувина, Модорова и других последователей стиля. Сотрудничество с нами - это выгодно и надежно, и безупречная репутация «Русской антикварной галереи» на арт-рынке служит лучшим доказательством. Добро пожаловать!