Барокко – целый культурный пласт со второй половины 16 века до первой половины 18 века. Стиль возник в Италии, распространился по Европе и Латинской Америке, а также в других регионах, колонизированных европейцами. Барокко контрастировало с эпохой Возрождения за счет выражения пессимистической, разочарованной, критической и сложной чувствительности. Это связано с тем, что развитие направления пришлось на тревожное время с психологической, культурной, социальной, политической и экономической точек зрения. Но что такое барокко? Как определяется стиль и что его характеризует?
Что такое барокко?
Эффектность, величие, драматизм – основа барокко. Купить на аукционе работы в этом стиле – значит, прикоснуться к эстетике преувеличенной эмоциональности того или иного сюжета. Стиль характеризуется напряженным движением и контрастными деталями, используемыми для создания эффекта драматизма, изобилия и величия.
Развитие барокко было тесно связано с католической церковью, которая поощряла изображение религиозных сцен. Сам термин впервые был использован в середине 18 века в контексте эпохи Просвещения. Первоначально значение «барокко» было взято из древнего португальского языка, так как «барокко» обозначало разновидность жемчуга неправильной формы. В переводе с итальянского «барокко» значит «причудливый».
В эпоху Просвещения иллюминаторы Дидро и Руссо использовали это слово для уничижительного описания искусства того периода, которое они считали странным и сбивающим с толку. Однако более поздняя историография подтвердила эстетическую ценность этого периода.
Характеристики барокко
Стиль можно охарактеризовать латинским выражением horror vacui, что в переводе значит «ужас пустоты». Искусство барокко во всех его проявлениях любит пестрые и витиеватые отделки, которыми оно намерено заполнить все пространство. Для стиля свойственны:
- Динамизм и напряжение. Чувство движения и динамизма – основа барокко. Это искусство мятежно, оно не ищет покоя, а между формами, звуками, словами или понятиями возникает напряжение.
- Изображение внутренних страстей и темпераментов. Барокко уходит от философских предписаний эпохи Возрождения, которые требовали меры и баланса. Скорее, он выбирает изображение страстей и внутренних темпераментов как для каждого персонажа, так и для всего произведения.
- Контрастный поиск. В различных художественных дисциплинах барокко подчеркивает приверженность контрасту, который в пластических искусствах выражается через светотень. Это касается не только живописи, но и архитектуры, скульптуры, музыки и даже литературы.
- Замена абсолютного на относительное. Абсолютное уступает место относительности в соответствии с эпохой, которой не хватало философской, теологической и культурной безопасности. Оно доминирует над порядком восприятия, следствия, поиска ощущений и противоречий над закрытыми принципами.
- Несколько центров. Искусство барокко отличалось тем, что отказалось от идеи работы с одним центральным объектом и обратилось к нескольким центрам. Этот принцип был виден во всех художественных дисциплинах, хотя и адаптирован к их возможностям.
- Эффект незавершенности и несвязности. Из-за наличия нескольких центров барокко способствовало эффекту разобщенности. При просмотре может возникнуть ощущение незавершенной работы, в отличие от картин эпохи Возрождения. Этот вкус к неполноте выражал озабоченность бесконечностью и трансцендентностью.
- Пессимизм и разочарование. В отличие от эпохи Возрождения, в барокко преобладает пессимистическое мышление в ответ на исторический кризис. Драматическое разочарование – один из признаков барокко. Продать на аукционе легкомысленную и оптимистичную картину в этом стиле практически невозможно – жанр окутан мрачностью, и даже в самых позитивных сюжетах есть какая-то глубинная горечь. Этому способствуют и оттенки, и расположение объектов, и темы работ. Особенно ярко это выражается в рамках поджанра ванитас – центром такой живописи обычно служили черепа, а доминирующей была тема скоротечности жизни.
Если рассматривать детальнее темы, то здесь мы увидим доминирование религиозных, мифологических, исторических сюжетов, которые подаются с большим драматизмом. Предпочтительнее были такие сцены как непорочное зачатие, евхаристия, житие святых и торжество католической церкви. В сюжетах также сквозили намеки на быстротечность времени и разочарование в людях, иногда изображалась суровая реальность повседневной жизни.
Художники и архитекторы отдавали предпочтение теплым цветам, контрастирующим с декоративными вставками золота. Они использовали три основных цвета в непосредственной близости друг от друга, что создавало ощущение очевидности и драматизма. Намерение состояло в том, чтобы дать зрителям что-то интересное, что могло бы удержать внимание, вызвать чувство трепета.
Поскольку художники и архитекторы обычно отдавали предпочтение религиозным или классическим сценам, многие из их работ имели четкую историю или послание. Они противопоставили темный фон светлым персонажам, чтобы создать ощущение движения и заставить зрителя увидеть задуманную историю. Те же самые характеристики барокко были применены к музыкальным композициям того периода времени, которые всегда имели историю или сообщение для аудитории.
В странах, принявших искусство барокко, были стилистические вариации. Большинство художников и архитекторов Европы использовали этот стиль, но во многих произведениях искусства можно увидеть местное влияние. Например, голландские художники уделяли меньше внимания религиозным или историческим сценам, а больше светским предметам, таким как натюрморты и пейзажи.
Главное отличие живописи в стиле барокко от работ эпохи Возрождения
Одним из основных принципов искусства эпохи Возрождения была стабильность. Даже когда картины изображали динамичную сцену, большая часть ее была неподвижной. Художники использовали узнаваемые формы для структурирования своей работы, так как это помогает создать у зрителя ощущение стабильности. Если вы когда-нибудь принимали решение купить картины и предметы искусства в стиле барокко, то наверняка обратили внимание на то, что художники барокко применяют другие методы. Они намеренно использовали наклонные линии, чтобы создать ощущение драмы и движения, часто помещая предметы в противоположные положения, чтобы усилить напряжение.
В искусстве эпохи Возрождения художник всегда создавал полный фон для своей картины, даже если он не был особенно подробным. Фон считался таким же важным, как и предмет, и добавлял идеи стабильности. Если объект был расположен на неподвижном фоне, зритель может сказать, что он неподвижен. В картинах в стиле барокко фон обычно просто затемнен. Было ли это потому, что художники считали его неважным или нет, это определенно подчеркивало то, что было предметом картины. Однако эти правила для картин в стиле барокко различаются, и в большинстве стран была собственная устоявшаяся версия стиля.
Развитие барокко
Как и любой другой художественный стиль или движение, барокко постепенно начало терять популярность. Это случилось в 18 веке. Возможно, этому косвенно поспособствовала Мадам де Помпадур, фаворитка французского короля Людовика XV, возможно. Она отправила нескольких художников и скульпторов в Италию для изучения художественных стилей и моды, и мастера вернулись из поездки с любовью к классическим стилям и техникам.
В результате культурной диффузии барокко постепенно превратилось в рококо. За ними последовало неоклассическое движение, в котором гораздо больше внимания уделялось традиционным идеям и техникам. К 19 веку барокко считалось старомодным, и многие современники критиковали это направление искусства.
Самые известные художники барокко
Рубенс был одним из пионеров движения фламандского барокко, которое отличается особым использованием света и композиции. Рубенс учился в Италии, где на него повлияли как классические произведения, так и современные художники. За свою карьеру он сделал Антверпен одним из художественных центров Европы – мастеру приписывают создание более 1400 работ!
Ван Дейк стал ведущим придворным художником в Англии, и его стиль более века оказывал огромное влияние на английских художников. Мастер путешествовал по Италии, где и перенял драматический и контрастный стиль барокко. Он писал в стиле фламандского барокко с более приглушенными цветовыми палитрами и светскими сюжетами. При этом он также рисовал религиозные и исторические сцены.
Рембрандт – один из самых известных художников голландского золотого века, который нарисовал множество библейских и мифологических сцен и использовал техники контраста и движения. Хотя не все историки искусства считают его художником эпохи барокко, он определенно использовал методологию барочной живописи.
Вермеер – один из величайших художников 17 века. Как и Рембрандта, Вермеера не всегда считают художником эпохи барокко, в основном из-за отсутствия идеализации в его работах. Одно из направлений его творчества, которое, безусловно, можно назвать барочным, – это использование дорогих пигментов в своих картинах. Он любил использовать лазурит, невероятно дорогой синий пигмент, и его можно было считать штрихом в стиле барокко к его светским картинам.
Караваджо владел мастерством изображения момента величайшей драмы, тонко использовал игру света и тени. В его работах часто встречаются сцены борьбы, пыток и смерти. Его влияние можно увидеть в работах Рубенса, Бернини, Рембрандта и других гениев.
Если вы хотите продать картины и предметы искусства в стиле барокко, «Аукционный дом № 1» станет вашим надежным партнером. В нашем штате опытные искусствоведы, которые оценят работу и помогут сформировать предложение для потенциальных клиентов.