Стиль ампир охватывает период правления Наполеона I Бонапарта, и был популярен в период с 1803 по 1827 год. Движение сложно назвать революционным, скорее оно воплощает собой логическое продолжение предыдущих стилей. Французский император стремился продемонстрировать миру всю мощь своего величия и престижа, и частично именно по этой причине ампир черпает вдохновение из великих греческой, римской и египетской цивилизаций. Каждое произведение, от декоративно-прикладного искусства до живописи, было пронизано эстетическим наследием античности. Богатство, респектабельность, торжественность, могущество – именно эти идеи воплощал ампир. Купить на аукционе произведение, созданное в этом стиле – значит, погрузиться в этот мир тотальной роскоши.
Стоит учесть, что альтернативное искусство в то время было развито слабо. Дело в том, что Наполеон Бонапарт ввел жесткую централизацию всей художественной деятельности под руководством архитекторов Персье и Фонтена и художника Давида. Старые академии упразднялись, награды распределялись между работами, которые соответствовали требованиями императора. Приветствовался единый стиль, как, например, социалистический реализм в СССР.
Неотделимый от Наполеона I, стиль ампир объединяет не только сходные и сопутствующие стилистические характеристики изобразительного искусства, мебели и декоративного искусства. Стиль ампир – это одновременно результат политического контекста, который Бонапарт умел уловить, и сама иллюстрация этого успеха. Успеха, который распространился далеко за пределами Франции.
Возникновение стиля ампир
В 1720-х годах возвращение античности в Италии началось с увлечения эрудитов этрусской культурой, которую два тосканских ученых, Филиппо Буонарроти (1661–1733) и Антонио Франческо Гори (1691–1757), называли общим предком греческого и римского языков.
В 1738 году начались раскопки древнего итальянского города Геркуланума, открытого в 1709 году. Десять лет спустя начинаются раскопки Помпеи, и вся Европа увлечена этими местами, где каждый день находятся самые изысканные сокровища и открываются самые интересные тайны. Обнаруженные в Геркулануме и Помпеях строгие линии заставляют художников и мастеров проявлять большую простоту. От богатого и роскошного стиля Людовика XV до изящного и элегантного стиля Людовика XVI, изобразительное искусство, мебель и декоративно-прикладное искусство – все это обрело новое спокойствие, заимствованное из безмолвной грации итальянских открытий.
Наполеон Бонапарт родился в 1769 году, через шестьдесят лет после открытия Геркуланума и через двадцать один год после начала раскопок в Помпеях. Пристрастие к античному – это культурная норма его юности, необходимый институт. Он получал образование по образцу аристократического, образование, основанное на чтении произведений античных авторов и изучении латыни. Неудивительно, что, придя к власти, он не оставил своей увлеченности историей великих древних городов, таких как Спарта, Афины или Рим, не прошел мимо классических и все же роскошных форм произведений искусства.
Немалое влияние оказал и последующий опыт императора – в 1798 году Наполеон с триумфом вернулся из египетской кампании. Победа положила начало большому количеству археологических открытий и, как следствие, программе интенсивных научных исследований. Миры моды и прикладного искусства также подхватили египетскую тему с такими мотивами, как сфинксы, крылатые львы, цветы лотоса, кариатиды и скарабеи. По всей Европе стали трендом египетские мотивы, а также мотивы Древней Греции и Рима с их характерными чертами роскошного убранства.
Благодаря Бонапарту осовремененная античность начала проявляться во всей ее полноте. Сфинксы, крылатые львы и скарабеи теперь обогащают декор мебели. В декоративном искусстве преобладает репертуар, вдохновленный греческой и римской античностью. Массив красного дерева доминирует в роскошной мебели и напоминает о старинной архитектуре. Предметы мебели украшаются бронзой с греко-римскими или египетскими мотивами, в спальнях и ванных комнатах устанавливаются зеркала с наклонными ножками и столы на пьедестале.
Ампир, созданный под протекцией Бонапарта, стал логичным продолжением классицизма. Стиль распространился далеко за пределами Франции, стал официальным стилем европейских дворов примерно в 1810 году, и активно развивался на протяжении первых трех десятилетий 19 века. Этому массовому распространению в значительной степени способствовал неоклассический вкус, уже утвердившийся в Европе со времен открытий и раскопок Геркуланума и Помпеи в 18 веке. Однако это никоим образом не умаляет силы наполеоновского стиля, изысканность линий и материалов которого требует единообразия изделий. В этом также будет сила долговечности этого стиля – сдержанность линий при неизменной роскоши вдохновит даже ар-деко. Наполеон Бонапарт сделал мебель и предметы декоративного искусства яркой памятью об эпохе своего правления. Даже сегодня ни миф, ни стиль не устарели, и коллекционеры охотно приобретают изделия в стиле ампир.Продать на аукционе такие предметы можно более чем выгодно.
Во Франции самые известные сооружения с элементами ампира – неоклассическая Триумфальная арка на площади Этуаль, Триумфальная арка Каррузель, Вандомская колонна и Мадлен, которые были построены с имитацией зданий Римской империи. Этот стиль также широко использовался в императорской России, где он использовался для празднования победы над Наполеоном в памятных сооружениях, таких как Главный штаб Эрмитажа, Казанский собор, Александровская колонна и Нарвские триумфальные ворота. А некоторую архитектуру периода СССР иногда классифицируют как сталинский ампир. Волгоградский планетарий, главное здание МГУ, арка в московском парке Горького – самые известные примеры ампира в Советском Союзе.
Характеристики ампира
Два архитектора, Шарль Персье (1764-1838) и Пьер Леонар Фонтен (1762-1853), изучавшие памятники античности и эпохи Возрождения в Риме, сыграли фундаментальную роль в определении и распространении стиля ампир. Вместе мастера обладали реальной властью над архитектурой и декоративным искусством.
Разработанный ими стиль мебели, характеризующийся большими строгими поверхностями, ограниченными прямыми линиями, с узорами в виде позолоченных греческих пальм, лавровых венков или крылатых существ с плавными драпировками, особенно хорошо соответствовал вкусу императорской Франции. Им удалось запечатлеть в своих работах период, отмеченный национальной гордостью и воинственным энтузиазмом.
Знания о природе античного искусства исходили в основном из изучения классических моделей, изображенных на барельефах, вазах и настенных украшениях. При этом Персье и Фонтен осознавали, что практически невозможно быть верным во всех отношениях строгой античности, поскольку необходимо адаптировать культуру прошлого к потребностям современного времени.
Если стиль Людовика XVI уже устранил большинство изогнутых элементов, ампир предписал их искоренение. Круглые опоры часто заменяются элементами квадратного сечения, такими как пилястры. Колонны все еще используются, но обычно они стоят отдельно, чтобы четко продемонстрировать прямые углы мебели. Стиль определяется простым, но четким силуэтом. Углы резкие и точные, любая попытка округлить элемент не одобряется. Использование тяжелых цоколей также подчеркивает монументальность помещений. Если вы решите купить картины и предметы искусства в стиле ампир, то обнаружите, что, как и в ар-деко, здесь становится фундаментальной симметрия: без этого стиль практически невозможен. Но, в отличие от более сдержанного ар-деко, ампир богат крылатыми сфинксами, львами и химерами всех видов, которых используют в качестве ножек стола или опоры для подлокотников.
Для живописи были свойственны особые характеристики:
- Насыщенные оттенки с доминированием красных, синих, золотых тонов.
- Наличие военной и государственной символики, отражающих мощь империи.
- Строгие лаконичные линии.
- Общее ощущение симметричности и сдержанности.
Полотна в стиле ампир так или иначе стали частью культа личности, их главной целью было воспевание достоинств императора и пропаганду существующего государственного строя. Батальные сцены и выдающиеся личности «при полном параде» – этим славится стиль. Помпезность, доблесть, достоинство – картины напоминают оды. В этом жанре творили Жак-Луи Давид, Жан Огюст Доминик Энгр, Андреа Аппиани и другие выдающиеся мастера.
Ампир в «Аукционном доме №1»
Вы намерены продать картины и предметы искусства в стиле ампир, и ищете специалистов, которые дадут объективную оценку произведению, которым вы владеете? Добро пожаловать в «Аукционный дом №1». Мы сотрудничаем с лучшими российскими искусствоведами, и безупречная репутация салона подтверждает, как много внимания мы уделяем процессу оценки. Гарантируем 100% прозрачность сделки, предоставим ответы на все интересующие вас вопросы. Для получения предварительного анализа и понимания рыночной стоимости объекта заполните специальную форму на сайте.
Если вы хотите купить работы в стиле ампир, «Аукционный дом № 1» также станет вашим надежным партнером. Нам доверяют известные российские и зарубежные коллекционеры, мы дорожим своей репутацией и готовы сделать все, чтобы помочь вам в формировании инвестиционно-привлекательной коллекции. Звоните, и мы ответим на все интересующие вас вопросы.