Абстрактное искусство основано не на реалистичном изображении каких-то конкретных предметов, а на использовании таких элементов, как линия, точка, цвет и материал в качестве самодостаточных объектов. Хотя на протяжении всей истории живописи можно найти отдельные фрагменты абстракционизма, самодостаточное направление появляется только в 20 веке. Рассмотрим, что выражает абстрактное искусство, как зародилось течение и каковы его особенности.
Характеристики абстрактного искусства
Абстракционизм полностью отказывается от фигуративизма, уходя от изображения узнаваемых объектов. Такой подход нанес удар по западной традиции, которая вплоть до 19 века основывалась на подражании природе. Продать картины и предметы искусства в стиле абстракционизм в 18 веке было практически невозможно: мастерство художника оценивалось во многом с точки зрения реалистичности изображения объектов.
В абстрактном искусстве ведущую роль играют геометрические мотивы. Линия, точка, цвет, плоскость, материал и композиция – все это в центре внимания художника. Отказываясь от представления объектов, абстракционизм освобождает искусство от подчинения субъекту. Этим он подтверждает возможность быть оцененным с абсолютной автономией. Таким образом, он оставляет позади идею художественного превосходства, связанного с попыткой продемонстрировать какой-то конкретный сюжет, не берет во внимание религию, мифологию, историю.
Подход абстрактного искусства выступает за оригинальность и абсолютную свободу художников в плане пластической композиции. По этой причине абстракционизм группирует между собой совершенно разные тенденции, которые, кроме того, смогли повлиять на современную визуальную культуру.
Зарождение абстракционизма
Истоки абстрактного искусства обычно фиксируются в 1910 году с появлением работы «Первая абстрактная акварель» русского художника Василия Кандинского. Однако нельзя сказать, что мастер был первым, кто исследовал абстракцию, поскольку его идеи и интересы разделяли и другие современники.
До 19 века западное искусство характеризовалось фигуративизмом или воспроизведением узнаваемых фигур (технически это называется «натурализмом»). Благодаря поколению постимпрессионистов последней трети 19 века в искусстве начала зарождаться тенденция к фигуративному синтезу, сосредоточившему внимание на иных способах интерпретации реальности.
Виды абстрактного искусства
Существует два основных типа абстракции: лирическая абстракция и геометрическая абстракция. Каждый из этих типов позволяет сгруппировать движения абстрактного искусства в соответствии с их преобладающими элементами.
Лирическая абстракция охватывает все абстрактные стили, в которых используются свободные элементы, без строгих процессов геометрической или математической рационализации, то есть без заранее определенных правил. В этих стилях преобладают выразительность, интуиция, а зачастую и непосредственность.
Геометрический абстракционизм – это течение, основанное на геометрической и математической рационализации форм. Оно отвечает точным логическим и расчетным структурам. Такой подход отделяет геометрическую абстракцию от принципов интуиции и выразительности, характерных для лирической формы.
Течения абстракционизма
С исторической точки зрения лирическая абстракция как осознанное течение берет свое начало в 1910 году и связана с творчеством Василия Кандинского. Художник исходил из принципа гармонической композиции цвета, точки и линии на плоскости как значимых сущностей, граничащих с принципами музыкальной гармонии. «Картина с белыми линиями» Кандинского – один из примеров работ. Такое абстрактное искусство продать на аукционе удалось за рекордную сумму: полотно ушло с молотка за 41,8 млн долларов.
Среди наиболее известных движений этого течения можно отметить следующие:
- Лучизм (около 1912 г.). Основан на динамическом и ритмическом упорядочении света, цвета и лучей.
- Живопись действия (1945). На первый план выходит не результат, а процесс творчества. Как правило, используется метод разбрызгивания красок, капельная живопись.
- Абстрактный экспрессионизм (1950). Подчеркивает творческий процесс, основанный на автоматизме, хроматической и графической импровизации.
- Неоэкспрессионизм (1980). Движение, способствующее обновлению парадигм абстрактного искусства, характеризуется появлением примитивистских форм.
Геометрическая абстракция как течение сформировалась примерно в 1914 году. Под понятием геометрической абстракции можно сгруппировать следующие движения:
- Конструктивизм (1914). Основан на пространственной геометрии, материалах и принципах строительства, аспектах, которые приблизили его к дизайну.
- Супрематизм (1915). Сосредоточился на абсолютных значениях плоской геометрии (квадраты, круги, прямоугольники и треугольники) и основных композиционных элементах (простые или пересекающиеся прямые линии).
- Неопластицизм (1917 г.). Был основан на уменьшении геометрических элементов до перпендикулярных линий и использованию лаконичной цветовой палитры.
- Оптическое искусство (1960). В основе работа над оптическими иллюзиями посредством манипуляции светом и цветом.
- Кинетизм (1967). В основе лежит принцип нематериальности материи со стремлением к восприятию движения.
- Минимализм (1968). Фактически, основан на абсолютной экономии материальных ресурсов и сокращении формальных структур.
- Неоминимализм (1980). Течение, которое возвращается к принципам геометрического упрощения.
Основные художники и произведения абстрактного искусства
Поскольку абстракционизм изначально включает в себя большое разнообразие движений и выражений, рассмотрим только творчество некоторых пионеров движения.
Уже упомянутый выше Василий Кандинский был мастером и теоретиком искусства. Художника считают основоположником лирического абстракционизма и влиятельной фигурой в экспрессионизме, особенно в творческой группе «Синий всадник». Кандинский был автором книг «О духовном в искусстве» и «Точка и линия на плоскости».
Среди наиболее значительных работ: «Первая абстрактная акварель» (1910), «Композиция VIII» (1923 г.) и «Желтый, красный и синий» (1925 г.) и т.д. Такое абстрактное искусство купить на аукционе может не каждый: Кандинский входит в топ-10 самых дорогих русских художников.
Эль Лисицкий – один из выдающихся русских и еврейских художников, представитель конструктивизма. Кроме того, он скульптор, фотограф, иллюстратор, дизайнер, архитектор. Выступал в роли публициста и редактора с революционным и прогрессивным мышлением, благодаря чему успешно сотрудничал с большевиками. Он верил в искусство, которое служило обществу. В последние годы жизни он стал страдать от цензуры со стороны правительства, которое рассматривало авангард как угрозу и предпочитало контролируемые линии социалистического реализма.
Среди выдающихся работ были: «Клином красным бей белых» (плакат, 1920), «Новый человек» (1923), «Проун-99» (1924 г.), иллюстрации к книге Владимира Маяковского.
Казимир Малевич был художником, который отважился на разные течения, прежде чем создал движение, известное как супрематизм. Среди наиболее известных его работ можно упомянуть такие, как: «Супрематическая композиция» (1916), «Черный супрематический квадрат» (1915), «Белое на белом» (1918). При этом «Черный супрематический квадрат» входит в число величайших произведений, на протяжении 20 века была создана целая плеяда работ, отсылающих к этой картине. Полотно считается одним из самых обсуждаемых и узнаваемых в мире.
Пит Мондриан – голландский художник, которого наряду с Малевичем и Кандинским называют пионером абстракционизма. Прославился благодаря своим работам в стиле неопластицизма. До неопластицизма занимался, в том числе, традиционным искусством, пройдя через символизм конца 19 века.
Среди наиболее известных его работ можно отметить следующие: «Композиция №7» (1913), «Композиция с красным, синим и желтым» (1930) и «Композиция с цветными плоскостями и серыми линиями» (1918). Несмотря на то, что Мондриан использовал очень ограниченный объем визуальных средств, его творчество оказало сильное влияние на графику и живопись. «Композиция с красным, синим и желтым» часто используется в дизайне интерьеров, встречается в коллекциях платьев от Ив Сен Лорана.
Джексон Поллок – американский художник, создавший технику капельной живописи. Среди наиболее значимых его работ можно отметить: «Волчица» (1943), «Фреска» (1943), «Осенний ритм» (1950), «Красный, черный и серебряный» (1956). Самая известная работа – «Номер 5» (1948), картина, которая на протяжении 6 лет (с 2006 по 2012 год) считалась самым дорогим в мире произведением искусства. Полотно ушло с молотка за рекордные 140 млн. долларов.
«Аукционный дом № 1» приглашает вас ознакомиться и с другими работами не менее талантливых художников. У нас можно купить картины и предметы искусства в стиле абстракционизм с гарантией подлинности. Каждый лот проходит многоуровневую оценку, к анализу привлекаются лучшие российские эксперты с безупречной профессиональной репутацией. Звоните, специалисты ответят на все интересующие вас вопросы и помогут в формировании инвестиционно-привлекательной коллекции.