ЗОРВЕД


ЗОРВЕД

ЗОРВЕД — авангардная художественная группа, сформированная учениками М. В. Матюшина из «Мастерской пространственного реализма» в Петроградских свободных художественных мастерских и его коллегами по Отделу органической культуры при ГИНХУКе (Государственном институте художественной культуры). Название объединения произошло от корней «зор» (зрение) и «вед» (знание), отражая главную концепцию — расширенное восприятие визуального опыта.

Теоретическая база и принципы

Группа занималась изучением восприятия цвета и исследованием «опыта расширенного видения», который был изложен в манифесте «Не искусство, а жизнь» и впоследствии развит М. В. Матюшиным в работе «Опыт художника новой меры». Собрания «Зорведа» часто проходили в доме Матюшина на Песочной улице (ныне ул. профессора Попова, 10, где расположен Музей петербургского авангарда). Программные положения группы были опубликованы М. В. Матюшиным в журнале «Жизнь искусства» (1923, № 20), где он писал:
«“Зорвед” знаменует собой физиологическую перемену прошлого способа наблюдения и влечет за собой совершенно иной способ отображения видимого. “Зорвед” впервые сводит наблюдение и опыт доселе закрытого “заднего плана”, все то пространство, оставшееся “вне” человеческой сферы, по недостатку опыта... Новые данные обнаружили влияние пространства, света, цвета и формы на мозговые центры через затылок...»
Группа утверждала, что пространственные восприятия можно усилить за счет тренировки зрения, что приведет к появлению нового ритма и художественного метода.

Выставки и общественная реакция

  • В 1923 году группа участвовала в выставке картин петроградских художников в залах Академии художеств.
    • Были представлены:
      • Триптих «Три стадии расширенного смотрения» (М. В. Матюшин)
      • «Пространственные этюды» (Г. В. Эндер)
      • Цветовые схемы и таблицы (К. В. Эндер)
  • В 1924 году работы «Зорведа» экспонировались на XIV Международной выставке искусств в Венеции.
  • В 1930 году в залах Центрального дома союзов работников искусств прошла крупная выставка, включавшая три раздела:
    • Исследовательская работа по цвету и форме
    • Живописные произведения
    • Практическое применение исследований в производстве

Критика и закрытие

Выставка 1923 года вызвала резонанс в художественных кругах. С. И. Юткевич (будущий режиссер) в статье «Сухарная столица» (ЛЕФ, 1923, № 3) назвал программы «Зорведа» и «Уновиса» «метафизическими спекуляциями», замечая:
«Между выставкой петроградских художников за 5 лет и этими терминами можно поставить знак равенства…»

Теоретическое наследие

Самой значительной работой группы стал «Закономерность изменяемости цветовых сочетаний. Справочник по цвету» (М., 1932), в котором развивалась цветовая теория Матюшина.

Прекращение деятельности

После выхода постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) группа прекратила существование.
Лотов нет
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!