Жар-Цвет


Жар-Цвет – художественное объединение: история, выставки и влияние

Жар-Цвет – выставочное объединение русских художников, основанное в декабре 1923 года бывшими участниками художественных движений «Мир искусства», Союза русских художников, Нового общества художников и «Московского салона». Участники следовали традициям мирискусников, провозглашая основным принципом «композиционный реализм, основанный на художественном мастерстве».

Жар-Цвет: происхождение и название объединения

В письме к К. Ф. Богаевскому от 27 января 1924 года художник К. В. Кандауров писал:
«Первая выставка будет интересна по-старому… и привлечет если не покупателей, то посетителей… Название обществу дали “Жар-Цвет” — это никому не видимый цветок папоротника».
Название «Жар-Цвет» символизировало стремление к поиску нового художественного выражения, сочетая традиции русской живописи с новыми формами искусства.

Где располагался «Жар-Цвет»?

Общество базировалось в доходном доме на углу Серебряного и Кривоникольского переулков на Арбате (дом № 4), где жил скульптор В. Н. Домогацкий. Заседания проходили также в Центральном доме работников искусств на улице Герцена.

Выставки и экспозиции объединения

За время существования объединение организовало пять крупных выставок в Москве. Каждую сопровождало издание каталога.
  • 1926 – Центральный Дом ученых
  • 1928 – Здание Анатомического театра Московского государственного университета
  • 1928 – Юбилейная экспозиция «30 лет творчества К. Ф. Богаевского» (4-я выставка)
Кроме того, участники объединения принимали участие в:
  • Первой государственной передвижной выставке картин (1925, Москва, Саратов, Волгоград, Казань, Нижний Новгород)
  • 1-й и 2-й передвижных выставках живописи и графики Главискусства Наркомпроса (1929–1930, Москва, Нижний Новгород, Казань, Свердловск, Пермь, Уфа, Самара, Саратов, Пенза)

Произведения объединение в музеях и частных коллекциях

Работы участников объединения приобретались не только частными коллекционерами, но и крупными музеями России. В частности, Государственная Третьяковская галерея пополнила свою коллекцию картинами К. Ф. Богаевского, включая знаменитые полотна «Каффа (Старая Феодосия)» и «Пейзаж с деревьями».

Критика и судьба объединения Жар-Цвет

Несмотря на популярность, объединение подвергалось критике, особенно со стороны АХРР (Ассоциации художников революционной России). В 1929 году объединение прекратил свое существование. Часть его членов вошла в Союз советских художников, другая примкнула к объединению «Искусство — социалистическому строительству» (ИССТР).

Заключение

Художественное объединение Жар-Цвет оставило значимый след в истории русской живописи. Его участники стремились сохранить традиции «Мира искусства», развивая новые формы композиционного реализма. Их работы до сих пор востребованы, украшая крупнейшие музейные коллекции и частные собрания.
Лотов нет
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!