Венок — Стефанос


Венок — Стефанос: истоки русского авангарда

Венок — Стефанос — неофициальное объединение художников-авангардистов, сформировавшееся в начале XX века. В его состав входили В. Д., Д. Д. и Л. Д. Бурлюки, М. Ф. Ларионов, А. В. Лентулов, А. А. Экстер и другие мастера, стремившиеся к поиску новых выразительных решений. Их творчество отличалось экспериментами с цветом, композицией и фактурой, что делало каждую выставку знаковым событием. Объединение не имела жёсткой эстетической программы, но активно пропагандировала новейшие художественные течения. В произведениях участников ощущалось влияние постимпрессионизма, фовизма, пуантилизма и неопримитивизма.

Выставочная деятельность

Первый значимый проект, организованный на средства братьев Бурлюков и М. Ф. Ларионова, открылся 17 декабря 1907 года в новом здании Строгановского училища. Экспозиция под названием «Стефанос» включала произведения, выполненные в экспериментальных техниках. Одним из наиболее обсуждаемых экспонатов стали разграфлённые геометрическими фигурами холсты В. Д. Бурлюка («сеть»). После завершения московской экспозиции выставка была представлена в Киеве, где получила название «Звено». В рамках этого проекта публике раздавалась листовка с декларацией Д. Д. Бурлюка — «Голос импрессиониста в защиту живописи». Весной 1908 года группа приняла участие в «Выставке современных течений в искусстве», организованной в Петербурге Н. И. Кульбиным. Спустя год, 20 марта — 8 апреля 1909 года, в Петербурге состоялась экспозиция «Венок — Стефанос», где наряду с постоянными участниками демонстрировались работы В. Д. Баранова, В. Д. Бурлюка, А. Ф. Гауша, А. В. Лентулова и А. А. Экстер. Позже, осенью 1909 года, выставка «Венок» прошла в Херсоне, после чего вошла в состав передвижного «Салона» В. А. Издебского. В декабре того же года В. Д. и Д. Д. Бурлюки представили группу на выставке «кульбинистов» «Импрессионисты» в Вильно. Весной 1910 года художники снова выступили с громким проектом — выставкой «Треугольник — Венок — Стефанос», которая прошла в Петербурге. Н. И. Кульбин, будучи организатором, одновременно представил свои работы в двух секциях — «Треугольник» и «Венок — Стефанос». Важной частью мероприятия стала листовка Д. Д. Бурлюка, являющаяся ответом на резкую критику А. Н. Бенуа, опубликованную в статье «Выставка Союза» (газета «Речь», 26 февраля 1910). Каталог экспозиции выделялся необычным оформлением: его обложка была выполнена из грубой мешковины.

Расширение группы и участие в выставках

Летом 1910 года состав объединения пополнился новыми участниками. По приглашению Екатеринославского художественно-артистического общества группа представила свои работы на «Областной Южно-Русской выставке» в Екатеринославле. Помимо Бурлюков, Ларионова и Экстер, в состав экспозиции вошли произведения Н. С. Гончаровой, К. В. Дыдышко, П. Коваленко, Н. И. Кульбина, И. И. Машкова, Л. И. Михневича, Л. Ф. Шмит-Рыжовой. Вся выставка была объединена в специальный отдел неоимпрессионистов. Художественный критик А. Тимофеев, анализируя творчество участников, отмечал, что представители направления
«преследуют… больше всего чисто технические задачи — довести до минимума рисунок, стилизовать краски, найти новый, более выразительный, более нервный мазок…»

Влияние на русский авангард

Объединение не обладало чёткой идеологической платформой, однако оказало значительное влияние на развитие русского авангарда. В дальнейшем его участники стали ключевыми фигурами в создании таких объединений, как:
  • «Бубновый валет»;
  • «Союз молодёжи»;
  • «Ослиный хвост».

Заключение

Объединение Венок — Стефанос стала одним из первых проявлений модернистских течений в русском искусстве. Художники, входившие в её состав, внесли огромный вклад в развитие новых художественных форм, стремясь освободить живопись от традиционной академической школы. Их выставки способствовали популяризации новаторских идей, а многие из участников впоследствии стали ключевыми фигурами русского авангардного движения.
Лотов нет
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!