Венок


Художественная группа «Венок»

«Венок» – объединение молодых художников, сформировавшееся вокруг одноимённой выставки, прошедшей 24 марта 1908 года в особняке Строганова (Невский проспект, 23, Санкт-Петербург). Инициаторами стали художественный критик С. К. Маковский и живописец А. Ф. Гауш. Участниками выставки стали московские и петербургские художники, ранее экспонировавшиеся на таких значимых событиях, как «Голубая роза» (март – апрель 1907, Москва) и «Стефанос» (декабрь 1907 – январь 1908, Москва).

Выставка и её концепция

На выставке было представлено около 200 произведений, среди которых как новые работы, так и ранее показанные на других художественных площадках. Одним из примеров стала картина «Цветущий сад в Бахчисарае» П. В. Кузнецова. В рамках выставки был издан каталог, зафиксировавший представленные произведения. Экспозиция не отличалась стилистической целостностью, что объяснялось разнообразием направлений, в которых работали участники. Однако её объединяла творческая дерзость и стремление к поиску новых выразительных форм. А. Н. Бенуа отмечал, что участников «Венка» роднила «тяга к передаче внутреннего миропонимания через красочные симфонии, разрешение чисто колористических задач, гимн солнцу и воздуху». С. К. Маковский, один из организаторов, писал:
«Выставка „Венок“ оказалась крайне своевременной… Она дала возможность ближе познакомиться с настроениями той „передовой“ петербургской молодежи, которая не находит себя ни в одном из уже существующих объединений».

Оценка художников и художественный уровень

Несмотря на общий интерес к новым живописным тенденциям, критики отмечали разнообразие художественных решений и неоднородный уровень работ. С. К. Маковский подробно анализировал творчество отдельных экспонентов:
  • М. Шитов представил несколько пейзажей, отличавшихся глубиной, тонким ощущением природы и интеллектуальным созерцанием.
  • П. Наумов выступил скромно, но его работы были выполнены чисто и продуманно.
  • И. Плеханов продемонстрировал выразительное колористическое дарование.
  • Б. Анисфельд, традиционно эпатажный, работал с яркими цветовыми парадоксами.
  • А. Гауш представил превосходные пейзажи, написанные с мастерским владением кистью.
  • А. Явленский, вдохновлённый творчеством П. Гогена и П. Сезанна, продолжал развивать их идеи.
  • М. Яковлев выделялся натюрмортами, особенно выразительными стали цветочные композиции, отличавшиеся яркостью и солнечностью. Однако его «голубая картина» вызвала критику и была признана неудачной.
При этом отдельные участники выставки подверглись резким замечаниям. Например, Чернышев был обвинён в подражании Б. Анисфельду, а работы Шаврина назвали недостаточно выразительными.

Значение выставки и последующее влияние

Выставка «Венок» стала значимым явлением в художественной жизни Петербурга. Она показала, что молодые художники активно ищут новые пути развития, экспериментируя с цветом, формой и композицией. Многие участники впоследствии вошли в состав основных авангардных объединений, таких как «Бубновый валет», «Союз молодёжи», «Ослиный хвост». Их поиски и художественные открытия во многом предопределили развитие русского модернизма и неопримитивизма.
Лотов нет
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!