Утвердители нового искусства


Утвердители нового искусства (Уновис)

Утвердители нового искусства — авангардное художественное объединение, сформировавшееся в Витебске в 1919 году. Первоначально группа называлась «Посновис» (Последователи нового искусства), а с февраля 1920 года получила окончательное название — «Уновис». Объединение возникло по инициативе К. С. Малевича, который прибыл в Витебск в ноябре 1919 года по приглашению ректора Народной художественной школы В. М. Ермолаевой, чтобы возглавить живописную мастерскую.

Структура и деятельность

Уновис стал уникальной художественной организацией, функционировавшей по партийному принципу:
  • Лидер (К. С. Малевич)
  • Иерархическая структура (Председатель → Товарищ председателя → Творческий комитет → Общее собрание)
  • Идеологическая программа (утверждение супрематизма как единственного возможного направления искусства)
  • Образовательная и исследовательская работа
К августу 1920 года в группе состояло 36 участников. Прием в объединение осуществлялся в два уровня:
  • Члены (те, кто активно работал над реализацией идей)
  • Кандидаты (лица, сочувствовавшие движению)
Руководящим органом являлся Творческий комитет, который избирался на 6 месяцев. Финансирование осуществлялось за счет членских взносов, доходов от лекций, концертов и спектаклей.

Творческие и теоретические принципы

Уновис развивал супрематизм, принципы которого были изложены К. С. Малевичем в трудах:
  • «От кубизма к супрематизму» (1915)
  • «О новых системах в искусстве (статика и скорость)» (1919)
  • «От Сезанна к супрематизму» (1920)
  • «Бог не скинут» (1922)
Организация включала различные секции и мастерские:
  • Агитационный отдел
  • Литературный отдел
  • Живописный отдел
  • Архитектурный и строительно-технический отдел
  • Абстрактная, кубофутуристическая, графическая, декоративная мастерские

Выставки и публичные мероприятия

  • В 1919 году участники группы выставляли свои работы на 1-й Государственной выставке картин в Витебске.
  • В феврале 1920 года в Латышском клубе Витебска были поставлены:
    • «Супрематический балет» (оформление Н. И. Коган)
    • Опера «Победа над солнцем» (оформление К. С. Малевича и В. М. Ермолаевой)
  • В 1920 году вышел альманах «Уновис» (тираж — 5 экземпляров), который представлял собой коллаж из рукописных текстов, графики и фотографий.
  • В 1923 году члены Уновиса приняли участие в выставке петроградских художников, где их работы были сгруппированы по направлениям:
    • «Система кубизма»
    • «Система футуризма»
    • «Система супрематизма»

Распространение движения и его завершение

С 1920 года филиалы Уновис появились в Смоленске, Москве, Одессе, Оренбурге, Перми, Самаре, Саратове. В конце 1922 года К. С. Малевич с группой учеников переехал в Петроград и организовал ГИНХУК (Государственный институт художественной культуры). Деятельность Уновис продолжилась на его базе. В 1926 году после закрытия ГИНХУКа деятельность Уновиса прекратилась. Последователи Малевича (В. М. Ермолаева, А. А. Лепорская, К. И. Рождественский, В. В. Стерлигов, Н. М. Суетин, Л. А. Юдин) основали группу «Живописно-пластический реализм».
Лотов нет
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!