Главная страница /
Энциклопедия /
Союзы художников /
Свободная эстетика
Ваши лоты и ставки в мобильном!
Свободная эстетика
Свободная эстетика – объединение художников, поэтов и музыкантов
«Свободная эстетика» – общество, созданное для объединения представителей различных сфер искусства, включая живопись, музыку, литературу, театр и балет. Его деятельность была направлена на сближение творческих деятелей и развитие художественных связей. Организация во многом ориентировалась на брюссельское Libre Esthetique, что нашло отражение в её концепции и принципах. В декабре 1906 года учредители общества неоднократно собирались на квартире Г. Л. Гиршман, обсуждая устав и концепцию будущего объединения. В. В. Переплётчиков предложил название «Свободная эстетика», отражающее стремление к синтезу искусств и свободному творчеству. Устав был официально утверждён 10 апреля 1907 года, в котором были обозначены основные цели общества:- содействие развитию искусства и литературы,
- поддержка творческого взаимодействия между представителями различных направлений.
Структура и деятельность
Общество носило закрытый характер, а его финансирование осуществлялось преимущественно за счёт В. О. Гиршмана. К 1910 году в объединении состояло 147 действительных членов, а к 1914 году их число возросло до 165, дополнительно присоединилось 31 член-посетитель. Собрания проводились раз в неделю. Первоначально они проходили в доме Гиршмана у Красных ворот, позже были перенесены в Литературно-художественный кружок на Малой Дмитровке (дом Востряковых). В 1907–1909 годах В. П. Дриттенпрейс разработал декоративное оформление зала заседаний, что придало пространству художественный характер. Программа мероприятий включала:- лекции по вопросам искусства,
- музыкальные и литературные вечера,
- публичные чествования выдающихся деятелей искусства.
Выставочная деятельность
В рамках деятельности общества прошёл ряд однодневных выставок, среди которых наиболее значимыми стали:- персональная выставка Н. С. Гончаровой (1910),
- персональная выставка М. Ф. Ларионова (1911).
Теоретические дискуссии и влияние на искусство
Общество не имело единой художественной программы, но стремилось поощрять взаимодействие различных видов искусства. Оно стало площадкой для дискуссий между представителями символизма, акмеизма, имажинизма, лучизма и футуризма. Одним из самых громких событий стала знаменитая лекция Ф. Т. Маринетти о футуризме, прошедшая 13 февраля 1914 года. Во время выступления итальянского теоретика В. В. Маяковский и Д. Д. Бурлюк устроили публичную обструкцию, что стало знаковым моментом в развитии русского авангарда.Значение и наследие
Общество «Свободная эстетика» сыграло важную роль в развитии новаторских течений в русском искусстве начала XX века. Оно стало ключевой платформой для обмена идеями, объединяя живопись, литературу, театр и музыку. Хотя деятельность организации не имела четких границ, её влияние отразилось в становлении модернизма, распространении новых художественных концепций и формировании новых эстетических подходов.
Лотов нет
Лотов нет