Свободная эстетика


Свободная эстетика – объединение художников, поэтов и музыкантов

«Свободная эстетика» – общество, созданное для объединения представителей различных сфер искусства, включая живопись, музыку, литературу, театр и балет. Его деятельность была направлена на сближение творческих деятелей и развитие художественных связей. Организация во многом ориентировалась на брюссельское Libre Esthetique, что нашло отражение в её концепции и принципах. В декабре 1906 года учредители общества неоднократно собирались на квартире Г. Л. Гиршман, обсуждая устав и концепцию будущего объединения. В. В. Переплётчиков предложил название «Свободная эстетика», отражающее стремление к синтезу искусств и свободному творчеству. Устав был официально утверждён 10 апреля 1907 года, в котором были обозначены основные цели общества:
  • содействие развитию искусства и литературы,
  • поддержка творческого взаимодействия между представителями различных направлений.

Структура и деятельность

Общество носило закрытый характер, а его финансирование осуществлялось преимущественно за счёт В. О. Гиршмана. К 1910 году в объединении состояло 147 действительных членов, а к 1914 году их число возросло до 165, дополнительно присоединилось 31 член-посетитель. Собрания проводились раз в неделю. Первоначально они проходили в доме Гиршмана у Красных ворот, позже были перенесены в Литературно-художественный кружок на Малой Дмитровке (дом Востряковых). В 1907–1909 годах В. П. Дриттенпрейс разработал декоративное оформление зала заседаний, что придало пространству художественный характер. Программа мероприятий включала:
  • лекции по вопросам искусства,
  • музыкальные и литературные вечера,
  • публичные чествования выдающихся деятелей искусства.
На встречах общества выступали С. А. Есенин, К. Д. Бальмонт, Н. А. Клюев, А. А. Блок, В. И. Иванов, М. А. Кузьмин, М. И. Цветаева. Организация устраивала чествования К. Дебюсси, С. П. Дягилева, П. Фора, Э. Верхарна, А. Белого, В. Я. Брюсова, подчеркивая поддержку новаторских художественных направлений.

Выставочная деятельность

В рамках деятельности общества прошёл ряд однодневных выставок, среди которых наиболее значимыми стали:
  • персональная выставка Н. С. Гончаровой (1910),
  • персональная выставка М. Ф. Ларионова (1911).
Выставка Гончаровой вызвала широкий резонанс и ожесточённые споры в прессе. В. А. Гиляровский, проникший на мероприятие под видом прислуги, написал разгромную статью «Братцы-эстеты» (газета «Голос Москвы», 25 марта 1910 года), в которой резко осудил представленные работы. Он утверждал, что выставленные произведения «возмутительны», а некоторые картины № 6 – «Бог» и № 13 – «Тоже» якобы превышали «всякую порнографию». Публикация спровоцировала конфискацию части экспонатов и возбуждение судебного разбирательства против Гончаровой.

Теоретические дискуссии и влияние на искусство

Общество не имело единой художественной программы, но стремилось поощрять взаимодействие различных видов искусства. Оно стало площадкой для дискуссий между представителями символизма, акмеизма, имажинизма, лучизма и футуризма. Одним из самых громких событий стала знаменитая лекция Ф. Т. Маринетти о футуризме, прошедшая 13 февраля 1914 года. Во время выступления итальянского теоретика В. В. Маяковский и Д. Д. Бурлюк устроили публичную обструкцию, что стало знаковым моментом в развитии русского авангарда.

Значение и наследие

Общество «Свободная эстетика» сыграло важную роль в развитии новаторских течений в русском искусстве начала XX века. Оно стало ключевой платформой для обмена идеями, объединяя живопись, литературу, театр и музыку. Хотя деятельность организации не имела четких границ, её влияние отразилось в становлении модернизма, распространении новых художественных концепций и формировании новых эстетических подходов.
Лотов нет
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!