Главная страница /
Энциклопедия /
Союзы художников /
Союз русских художников
Ваши лоты и ставки в мобильном!
Союз русских художников
Союз русских художников: история, деятельность и влияние
Союз русских художников (СРХ) был основан в феврале 1903 года в результате объединения двух крупных выставочных группировок — «36 художников» и «Мир искусства». Многие члены Союза ранее участвовали в выставках Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) и Московского товарищества художников (МТХ). Учредительное собрание состоялось 16 декабря 1903 года, а 25 октября 1905 года был официально утверждён устав. Разработка устава велась при активном участии М. А. Врубеля, который помог определить ключевые принципы объединения. Главной целью Союза стало содействие распространению русского искусства и обеспечение сбыта художественных произведений его членов. Устав также закреплял право действительных членов выставлять свои работы без отбора жюри, что давало художникам полную свободу самовыражения. Это право предоставлялось на 10 лет, после чего требовалось подтверждение путём новой баллотировки (эта норма была отменена в 1911 году).Выставочная деятельность
Основной задачей Союза стало проведение выставок в Москве и Санкт-Петербурге (Петрограде).- 1-я выставка состоялась в декабре 1903 — январе 1904 в залах Строгановского училища в Москве.
- 2-я выставка открылась 31 декабря 1904 в залах Императорской Академии художеств (ИАХ) в Петербурге и позже была показана в Москве.
- 3-я выставка прошла в апреле 1906 в Москве, а 4-я — в декабре 1906 — январе 1907 в Петербурге.
- Киеве (1910, 7-я выставка),
- Калуге (1914, 11-я выставка),
- Одессе, Харькове (1909),
- Екатеринославе, Вятке (1910),
- Вологде (1914).
- Дюссельдорф (1904),
- Париж (1906),
- Мюнхен (1909),
- Рим (1911).
Ключевые произведения, представленные на выставках
Выставки Союза неизменно становились главными событиями художественного сезона благодаря участию лучших мастеров Москвы и Петербурга. Впервые на них были показаны:- «В Лавру. К Троице» К. Ф. Юона и «Сентябрьский снег» И. Э. Грабаря (1-я выставка, 1903/1904);
- «Призраки» В. Э. Борисова-Мусатова (2-я выставка, 1904/1905);
- «Семья» С. В. Иванова (4-я выставка, 1906/1907);
- «Портрет Г. Л. Гиршман» В. А. Серова и «В усадьбе осенью» С. А. Виноградова (5-я выставка, 1907/1908);
- «Париж ночью. Итальянский бульвар» К. А. Коровина и «Ветреный день» Н. П. Крымова (6-я выставка, 1908/1909);
- «Вихрь» Ф. А. Малявина (9-я выставка, 1911/1912);
- «Посещение царевной женского монастыря» В. И. Сурикова (10-я выставка, 1912/1913);
- «Гонцы. Ранним утром» А. М. Васнецова (11-я выставка, 1913/1914);
- «Гости» А. Е. Архипова (12-я выставка, 1914/1915);
- «Девочка и фарфор» А. Я. Головина (14-я выставка, 1916/1917);
- «Мартовское солнце» К. Ф. Юона (15-я выставка, 1915/1916).
Разногласия между московскими и петербургскими художниками
С первых выставок стало очевидно, что Союз не являлся единым целым — между московскими и петербургскими членами существовали глубокие эстетические различия.- Московские художники (К. А. Коровин, С. А. Виноградов, Н. П. Крымов, Л. В. Туржанский) отдавали предпочтение импрессионистскому лирическому пейзажу, использовали контрастные цвета и широкие пастозные мазки.
- Петербургские мастера (Л. С. Бакст, А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева) ориентировались на декоративную графику, работали в духе историзма и орнаментальности.
- На 6-й выставке (1908/1909) москвичи забаллотировали работы большинства петербуржцев, что вызвало протест.
- В 1910 году А. Н. Бенуа опубликовал в газете «Речь» серию статей с резкой критикой московских художников.
- Вскоре 17 петербуржцев во главе с Бенуа вышли из Союза и воссоздали «Мир искусства».
Закат Союза и его общественная деятельность
После Февральской революции 1917 года члены СРХ активно включились в общественную работу:- Вошли в Совет организаций художников Москвы (А. М. Васнецов, К. А. Коровин, М. Н. Яковлев).
- Приняли участие в создании Профессионального союза художников-живописцев Москвы (инициаторы — К. А. Коровин, Л. О. Пастернак, П. И. Петровичев).
- Работали в комиссиях по охране кремлёвских дворцов и Московского совета по делам искусств.
Заключение
Союз русских художников стал крупнейшим художественным объединением начала XX века, внёс значительный вклад в развитие реалистической и импрессионистской живописи в России. Он сформировал новую художественную среду, позволив русским мастерам заявить о себе на международной арене. Несмотря на распад, его идеи продолжили жить в творчестве бывших участников, повлиявших на развитие искусства в СССР.
Лотов нет
Лотов нет