Санкт-петербургское общество художников: академическое направление и его деятельность
Санкт-петербургское общество художников было основано в
1890 году. Его созданию предшествовали
«декабрьские выставки» 1889 и 1890 годов, в которых принимали участие будущие основатели.
21 ноября 1890 года был утверждён устав, согласно которому основными целями Общества стали:
- содействие развитию и распространению искусства в России,
- укрепление материального и нравственного положения членов,
- предоставление художникам возможности демонстрировать свои работы в России и за границей,
- защита творческих и финансовых интересов участников.
Открытие и руководство
Торжественное открытие Общества состоялось
24 января 1891 года, и на тот момент в его составе состояло
55 художников. Первым председателем стал
А. И. Мещерский (1891–1892), затем этот пост занимали
А. Д. Кившенко (1892–1894), Г. П. Кондратенко (1897–1917, с перерывом), А. С. Егорнов, Р. А. Берггольц и К. Е. Маковский (1898–1899).
С
1908 года Общество располагалось в
доме № 12 на Зверинской улице в Петербурге.
Выставочная деятельность
Главное направление работы Общества заключалось в
проведении регулярных выставок. С
1894 года выставки проходили одновременно в
Петербурге и Москве. Помимо
традиционных «очередных», организовывались и
«осенние» выставки.
Особое значение имели
«Народные выставки» (1898 и 1901), на которые билеты продавались
по сниженной цене, чтобы сделать искусство доступным для более широкого круга зрителей. Кроме того, Общество устраивало
экспозиции в Киеве, Риге, Харькове, Одессе и Екатеринославле. Оно также принимало участие в художественном отделе
Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставки в Нижнем Новгороде (1896) и проводило
благотворительные выставки, такие как
«Выставка произведений искусства в пользу инвалидов-поляков» (1916, Петроград).
Выставки проходили в различных залах Петербурга, включая
Общество поощрения художеств, Академию наук и Конногвардейский манеж. Все выставки сопровождались
изданием каталогов.
Популярность и критика
Выставки Общества пользовались
высокой посещаемостью. Например,
в сезоне 1899/1900 экспозицию посетили
10 480 человек. Это уступало только:
- Обществу русских акварелистов (30 000 посетителей),
- Товариществу передвижных художественных выставок (ТПХВ) (20 343 человека в Петербурге и 11 000 в Москве),
- Весенней выставке Императорской Академии художеств (13 240 человек).
В рамках выставок было
продано 66 работ на сумму
40 000 рублей.
Несмотря на популярность, Общество подвергалось
жёсткой критике со стороны сторонников
демократического реализма. В начале
1900-х годов его экспозиции стали объектом нападок со стороны
представителей новых художественных течений. В экспозициях доминировали
картины на темы античной истории, аллегорические сюжеты и салонные портреты. Современники отмечали, что создание Общества было
«закономерной реакцией академизма на противостояние с передвижничеством».
Раскол, переименование и закрытие
В
конце 1903 года в Обществе произошёл
внутренний конфликт, в результате которого его покинула
группа художников во главе с Р. А. Берггольцем. Вскоре вышедшие из состава участники основали
Товарищество художников, придерживающееся схожих идейных и художественных принципов.
С
начала Первой мировой войны организация была переименована в
Петроградское общество художников.
Последние выставки —
26-я и «Осенняя» — состоялись
в 1918 году. После этого Общество
прекратило существование.