Главная страница /
Энциклопедия /
Союзы художников /
Санкт-петербургская артель художников
Ваши лоты и ставки в мобильном!
Санкт-петербургская артель художников
Санкт-петербургская артель художников: первая независимая творческая организация в русском искусстве
Санкт-петербургская артель художников стала первой в истории русского изобразительного искусства независимой творческой организацией. Она была основана выпускниками Императорской Академии художеств (ИАХ), участниками «Бунта четырнадцати», после того как Совет Академии отказался разрешить им писать конкурсные картины на свободные сюжеты. Инициатором создания объединения выступил И. Н. Крамской. В результате, 9 июня 1865 года был утверждён устав Артели, определявший её главные цели. Среди них — получение дохода от частных и коллективных художественных заказов, а также оказание взаимной поддержки членам организации. Согласно уставу, часть средств (10% от самостоятельных продаж и 25% от совместных работ) поступала в общую кассу, а гонорары за коллективные проекты распределялись между участниками. Первым старостой Артели стал И. Н. Крамской, а казначеем был назначен А. И. Корзухин.Деятельность Артели и первые заказы
Для организации работы живописных мастерских участники арендовали помещение в доходном доме Гудкова на Васильевском острове. Чтобы привлечь клиентов, в газете «Санкт-Петербургские ведомости» они размещали объявления о приёме заказов на художественные работы, а также предлагали частные уроки по рисованию, живописи и скульптуре. Кроме того, среди крупнейших совместных проектов Артели были росписи иконостасов для храмов в Петрозаводске, Горного института в Санкт-Петербурге и купола Храма Христа Спасителя в Москве.Финансовый успех и внутренние разногласия
Несмотря на общие принципы работы, некоторые художники уклонялись от внесения обязательных взносов с проданных картин. Уже в середине 1860-х годов из состава организации последовательно вышли А. Д. Литовченко и К. Е. Маковский, так как отказались перечислять установленный процент в общую кассу. Однако, даже при потере нескольких участников, Артель продолжала укреплять свои позиции. К 1868 году её капитал достиг 100 000 рублей, что позволило значительно расширить деятельность. Для удобства работы был приобретён фотоаппарат, который использовался художниками при создании портретов представителей императорской семьи, дворянства и купечества. Кроме того, мастерские Артели были переведены в более престижный район, расположенный на Адмиралтейском проспекте.Выставки, издания и культурная деятельность
В 1864 году Артель провела свою единственную самостоятельную выставку — лотерею, организованную в пользу тяжело больного художника М. И. Пескова. Впоследствии, в марте 1865 года её участники приняли участие в выставке современных и старых мастеров в Нижнем Новгороде, организованной Санкт-Петербургским собранием художников. Помимо выставочной деятельности, Артель занималась и издательскими проектами. Так, в 1869 и 1870–1871 годах были опубликованы каталоги-альбомы «Художественный автограф». В её стенах также регулярно проходили так называемые «четверги», на которых художники устраивали сеансы рисования, а также обсуждали актуальные вопросы искусства.Связь с Академией художеств и внутренний конфликт
Хотя Артель была создана в противовес официальному курсу Академии, её участники продолжали активно взаимодействовать с ИАХ. Многие из них даже удостаивались академических званий:- 1864 — А. И. Морозов
- 1865 — Н. С. Шустов
- 1867 — Н. П. Петров
- 1868 — Н. Д. Дмитриев-Оренбургский и А. И. Корзухин
- 1869 — И. Н. Крамской
Роль Артели в создании Товарищества передвижников
Несмотря на распад, её участники сыграли ключевую роль в формировании Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) в 1870 году. Среди них были Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, А. И. Корзухин и И. Н. Крамской. Впоследствии, к ним присоединились К. Ф. Лемох и А. Д. Литовченко. Артель художников стала важным этапом в развитии независимого художественного движения в России. Именно её принципы легли в основу передвижничества, сыгравшего значительную роль в русской художественной жизни второй половины XIX века.
Лотов нет
Лотов нет